Найти в Дзене
Святые места

5 шагов к первой исповеди. Как подготовиться к первой исповеди? Иерей Александр Ермолин

Сегодня мы поговорим о пяти шагах к первой исповеди. Как к ней прийти? И первое это то, что на исповедь просто нужно взять и прийти. Потому что так часто бывает, что у человека возникает много препятствий и, к сожалению, большинство этих препятствий он придумывает себе сам. Он начинает думать, что он хотел бы исповедоваться, но есть какие-то правила, нужно что-то прочитать, как-то приготовиться. Он рассуждает так: "А вдруг я буду не готов, а вдруг у меня это не получится, а вдруг это будет неправильно?" Это одна из самых главных бесовских уловок. Приготовьтесь серьезно, настройтесь, подумайте. Таким образом, получается, что эта исповедь берет и постоянно откладывается, откладывается, откладывается на какое-то время, когда человек, по его мнению, будет лучше готов, чем сегодня, но такое время не наступит. Как это реализуется на практике? Я часто в храме брал людей, которые приходили, например, в лавку, просто спрашивали: "А можно исповедоваться? Что для этого нужно?" А после я их

Сегодня мы поговорим о пяти шагах к первой исповеди. Как к ней прийти?

И первое это то, что на исповедь просто нужно взять и прийти. Потому что так часто бывает, что у человека возникает много препятствий и, к сожалению, большинство этих препятствий он придумывает себе сам. Он начинает думать, что он хотел бы исповедоваться, но есть какие-то правила, нужно что-то прочитать, как-то приготовиться.

Он рассуждает так:

"А вдруг я буду не готов, а вдруг у меня это не получится, а вдруг это будет неправильно?"

Это одна из самых главных бесовских уловок. Приготовьтесь серьезно, настройтесь, подумайте. Таким образом, получается, что эта исповедь берет и постоянно откладывается, откладывается, откладывается на какое-то время, когда человек, по его мнению, будет лучше готов, чем сегодня, но такое время не наступит.

Как это реализуется на практике? Я часто в храме брал людей, которые приходили, например, в лавку, просто спрашивали:

"А можно исповедоваться? Что для этого нужно?"

А после я их брал за руку и приводил в исповедальню и говорил:

"Все, пошли исповедоваться, потому что именно сейчас ты настроен, ты хочешь."

Они начинают сопротивляться: "Как же так? Мы не прочитали "Три канона", мы о чем-то там не подумали, мы не поговели". Я говорю: " Я вас зову не причащаться. Я зову вас исповедоваться, потому что сейчас я пошлю в храм с тем настроем, чтобы исповедоваться, а потом уже и причащаться."

Поэтому первая мысль такая: если ты хочешь пойти на первую исповедь, иди, просто иди, откладывай дела и приходи, пока ты не передумал, пока не прошло это настроение, пока тебя дела житейские снова не захватили. Иди.

Второй момент. Как готовиться к первой исповеди? Очень просто. Никак.

Потому что есть два таинства: исповедь и причастие. К таинству причащения мы готовимся. Мы готовимся серьезно, основательно, мы молимся, мы постимся, мы читаем определенные молитвы, ходим на вечернее богослужение, приходим на литургию.

Исповедь - это отдельное таинство, которое предшествует в нашей практике причастию, но тем не менее, отдельное таинство, которое не требует такой подготовки.

Вот здесь очень важный момент. Когда я говорю, что к исповеди не нужно готовиться, я имею ввиду то, что к первой исповеди лучше не готовиться. Приходи и говори то, что лежит у тебя на душе, приходи и рассказывай Богу о тех грехах, которые у тебя есть.

Это будет первая исповедь. Дальше потом уже будешь готовиться более серьезно. Возьмешь какое-нибудь пособие, отметишь для себя свои грехи, подумаешь, осмыслишь. А ведь бывают часто так, что люди, даже многие бабушки, которые ходят в храм годами, потом, спустя 20 лет церковной жизни, вспоминают:

"Батюшка, я согрешила в юности, я же яблоки украла в саду у соседа."

Вспоминает, плачет об этом. И вот так потихоньку, со временем Господь открывает человеку его грехи, вольные и невольные, те, которые были давно. Поэтому к первой исповеди готовиться как-то отдельно не надо, готовиться надо к таинству причащения, но не к первой исповеди.

Третий важный момент. Что же делать с понятием стыда?

Так часто бывает, что человек говорит:

"Ну я вот готов прийти на исповедь, но я стесняюсь. Как я буду говорить священнику о чем-то?"

И вот тут очень важно понимать два момента.

Во-первых, нужно понимать то, что исповедь принимает Сам Христос, то есть именно Господь Иисус Христос является тем, кто принимает эту исповедь, а священник - всего лишь свидетель, тот человек, который может что-либо сказать, подсказать, где-то добавить, убавить, но исповедь принимает Сам Господь. Это первое.

И второе: как бы это цинично не прозвучало, но вряд ли вы священника сможете чем-то удивить. Стоит поисповедовать 2-3 года в большом городском приходе, в проходном храме, и вся греховная масса того, что происходит в мире, священнику уже знакома. Он об этом слышал, об этом уже не раз ему говорили на исповеди. То есть вы священника не удивите.

Или как иногда бывает, подходит кто-нибудь к батюшке и говорит:

"А я вот стесняюсь, мне кажется, что я вас чем-то удивлю, или вы потом про меня будете плохо думать."

А не надо так думать, это тоже одна из бесовских уловок, которая как бы отталкивает человека от исповеди, говорит ему:

"Нет, не приходи, не надо."

Поэтому с чувством стыда что делаем? Просто его перебарываем, настраиваемся на то, что исповедь принимает Сам Господь.

-2

Четвертый момент. Это частый вопрос: что же говорить на исповеди?

Говори о том, о чем болит душа. Потому что так часто бывает, что человек, приходя на исповедь первый раз, не знает, не понимает того, что он грешен.

Он берет и думает, что если он на кого-то накричал, что это самый страшный грех. А может быть самый страшный грех для человека, это то, что он воровал яблоки в саду.

Потом начинаешь его так тихонечко подводить к другим мыслям, спрашивать, задавать наводящие вопросы, и оказывается, что человек, который раскаивается в самом страшном грехе, сделал восемь абортов, у него были прелюбодеяния, гадания и так далее.

Но это все всплывает во время исповеди. То есть священник как бы подводит человека, подсказывает, грамотно, очень деликатно к каким-то мыслям.

Я вот, например, часто спрашиваю:

"А как вы считаете, это вот грех или не грех? И как вы считаете, вы в своей жизни этим согрешили?"

Он говорит:

"Ну да, вот так получалось, так было в моей жизни."

Поэтому, что говорить? Говорить надо то, что лежит на вашей душе, то, о чем ваша душа болит. А дальше священник уже все вам подскажет. Это касается первой исповеди.

Ну и пятый момент, последний. Когда я готовился, я думал, может быть, поставить это на первое место, потому что наверное это будет главное? Но я поставил его в завершение. Сейчас объясню почему.

Это понимание того, что я, как человек, могут быть грешен.

С этого начинается покаяние, этот первый шаг исповеди, когда человеку приходит в голову идея о том, что может быть я живу, как все, но, как все, и грешен. Часто бывает так, что человек приходит в храм и честно убежден, что он не сделал ничего плохого, не сделал ничего такого, что бы не сделали все остальные.

Как, например, бывают какие-нибудь уже возрастные женщины начинают ругаться, возмущаться:

"Батюшка, почему вы мне говорите, что аборт - это грех? Я поступала так, как поступали все, и вы не правы, потому что вы мне указываете на это, как на грех?"

Или, например, человек говорит: "Я ворую, но все же воруют." Вот это будет пунктом пятым: понимание того, что ты грешен сам по себе, что ты не часть общей массы, а ты христианин, что ты являешься человеком, которого Господь призвал к высокому служению, которого Господь называл светом мира и солью земли, который призывал проповедовать Евангелие, а ты грешен.

И поэтому это очень важно. Это то, что как бы охватывает, закольцовывает нашу сегодняшнюю беседу. Оно является, с одной стороны, первым, самым первым, потому что понимание предшествует исповеди, а с другой стороны, является и завершающим осознание своей собственной греховности.

Дорогие друзья! Вот такие получились у нас пять шагов на пути к первой исповеди. Я описал свой опыт, я описал то, как я стараюсь исповедовать и объяснил, описал, как современному человеку лучше прийти на исповедь первый раз.

Я надеюсь, что кому-то эта информация послужит помощью, пойдет на пользу его духовной жизни, и кто-нибудь решится перешагнуть этот порог для себя.

Ведь так часто бывают, что люди ходят в храм, ставят свечки, считают себя православными христианами, а на самом деле, никогда не исповедовались. И надеюсь, что это поможет человеку сделать столь важный шаг к покаянию, к изменению своей собственной жизни.

Спаси Вас Господи!

Читать еще:

Что нужно знать об исповеди | Святые места | Дзен