15,9K подписчиков

Горшочек, не вари! Рынок утонул в выпускниках IT-курсов

1,7K прочитали

Люди массово бросились переучиваться на IT-специальности — но кроме онлайн-курсов и желания работать у кандидатов зачастую ничего нет. Рассказываем, как ситуация выглядит со стороны работодателей и соискателей.

Люди массово бросились переучиваться на IT-специальности — но кроме онлайн-курсов и желания работать у кандидатов зачастую ничего нет.

Две-три тысячи резюме на 10 вакансий

Сейчас на вакансии тестировщика и аналитика откликается огромное количество кандидатов это самые популярные направления в онлайн-обучении. При этом у соискателей нет ни базового образования, ни опыта, за плечами только обучающие курсы.

— К нам сотнями приходят резюме, которые не содержат ничего. Когда мы размещаем вакансию, сразу же прилетает 400-500 откликов. Получается колоссальная «воронка» на входе. Мои HR за месяц отсматривают 2-3 тысячи резюме, чтобы взять человек десять в результате. Это жуть, и для меня, с точки зрения эффективной деятельности отдела, такое количество «зеленых» соискателей — негативное явление, — рассказывает Дмитрий, HR-директор крупной IT-компании.

Дмитрий подчеркивает, что на некоторые специальности можно рассматривать выпускников онлайн-курсов, но у таких кандидатов должен быть хоть какой-то опыт в багаже. Даже овладев теорией на 5+, вы не пройдете техническое собеседование без минимальных практических навыков.

Люди массово бросились переучиваться на IT-специальности — но кроме онлайн-курсов и желания работать у кандидатов зачастую ничего нет.-2

➡️ Минутка статистики: исследовательский центр Зарплаты.ру провел опрос среди 2 140 российских нанимающих менеджеров, работающих в ИТ-компаниях и ИТ-отделах. Более половины (60%) опрошенных считают, что на квалификацию ИТ-специалиста влияет оконченный им вуз. При этом 73% менеджеров заявили, что в 2023 году повысят зарплатное предложение для программистов и тестировщиков ⬅️

Рынок меняется на глазах сейчас в IT-сфере колоссальный дисбаланс со стороны соискателей.

— Имеем такую ситуацию: большой пласт «зеленых» кандидатов без опыта, готовых работать чуть ли не за еду. Хватает и специалистов с хорошим опытом, но у них огромные зарплатные ожидания. А вот среднего класса, миддлов, очень мало на рынке, они сейчас самые востребованные. Миддлы — это те, кто год-два назад начали работать, при этом они не просят миллиарды. Работодатель вынужден просеивать тысячи резюме, чтобы найти одного-единственного, — поясняет Дмитрий.

Есть в этом и плюсы для работодателей, например жесткий фильтр по мотивации. Если человек после курсов ухитрился обойти конкурентов, преодолеть техническое собеседование, доказать состоятельность такой кандидат может стать действительно ценным сотрудником. У Дмитрия есть свежие примеры:

«Человек до 35 лет был продажником и переквалифицировался в аналитика. Он потерял в доходе раза в три, мы продлевали ему испытательный срок — кандидат проходил по нижней границе требований. Он буквально прыгнул выше головы, сцепив зубы, добился хорошего уровня, и сейчас стал лидом небольшой команды.
Или вот — девушка около 30 лет, работала в школе преподавателем русского языка, после декрета пошла в тестировщики. Невероятным образом прошла техническое собеседование, сейчас работает вполне достойно»

А теперь послушаем другую сторону — историю о радикальной смене карьерного пути и дальнейшем трудоустройстве 😎

Была океанологом, стала тестировщиком

Люди массово бросились переучиваться на IT-специальности — но кроме онлайн-курсов и желания работать у кандидатов зачастую ничего нет.-3

У Елены редкая профессия, никак не связанная с миром IT, океанолог. После декрета женщина пробовала найти себя в творческих сферах: фотографировала, шила сценические костюмы, делала альбомы ручной работы. Но все это не приносило ощутимого дохода. В прошлом году муж предложил Елене пойти на курсы Яндекса, освоить профессию тестировщика.

— Пять месяцев проходило обучение, и вместе с ним я пережила все стадии — от радости и эйфории до гнева и принятия. Учиться было сложно. Рынок и раньше был перегрет выпускниками практикума, особенно в области QA. Еще каких-то 3-4 года назад не было такого количества курсов, которые набирают новый поток каждые две недели. Страшно представить, какое количество суммарно они выпускают в месяц, — говорит Елена.

В мае прошлого года обучение закончилось, а после него Елена включилась в волонтерский проект, который предоставил Яндекс. Работы там было мало, проект тянулся четыре месяца с загруженностью пару часов в неделю. Зато у Елены появилась заветная строчка в резюме — опыт работы по специальности. А дальше начались будни поиска: отправка резюме каждое утро, сочинение сопроводительных писем под каждую вакансию. Елена отправила 400 резюме за три месяца, и у нее случились только три собеседования — да еще два по программе трудоустройства от Яндекса, но там были отказы. На сайтах просто исчезли вакансии junior. Всем нужны были специалисты middle уровня.

«Как-то в сентябре пришел отклик, позвали на собеседование буквально на следующий день. Почему они меня позвали? Просто дело случая и полное совпадение по требованиям. Они рассматривали человека с малым опытом, чтобы меньше платить, но нужно было владение определенными инструментами и программами. И меня сразу взяли, без недельного выжидания 🥳 Я проработала там полтора месяца, все было очень классно. А потом меня позвали в другую компанию, крупную и стабильную, но это уже другая история»

Кстати, на свое место Елена порекомендовала бывшего сокурсника, и его приняли на работу.