Найти тему

Советская поэзия 1920-1930-х годов

Оглавление
Борис Пастернак фото из rg.ru
Борис Пастернак фото из rg.ru

Страна мечтателей

Время порой меняет отношение к тому или иному явлению, и то что раньше было нормой жизни, впоследствии может вызвать удивление, то, что было основой бытия и его реальностью, кажется фантастикой. Но как бы далеко мы ни отходили от первых пятилеток, от людей которые создавали Магнитку , не исчезает и никогда не исчезнет наше восхищение той эпохой, её людьми-строителями и творцами.

Все это было в полной мере отражено в советской поэзии, и поэты обоснованно называли Советский Союз страной мечтателей, страной героев! Поэзия конца двадцатых-начала тридцатых была героической в самой своей основе, глубоко оптимистической, полной настоящей озаренности. Поэты создавали произведения, которые отражали величаишии духовный подъем народа, невиданный масштаб работы, необыкновенную веру в будущее. Будущее казалось им стоящим рядом.

«Ты рядом, даль социализма»-писал Борис Пастернак.

Перечитывая сегодня стихотворения тех лет, созданные Н. Асеевым, Н. Тихоновым, Э. Багрицким, В. Луговским, М. Светловым и И. Уткиным, мы ясно ощущаем звучащее в них светлое восприятие жизни, энергию, энтузиазм-черты, которые всегда определяли и будут определять звучание молодости. Для них всех чувство оптимизма и реальности будущего было глубоко органично. Им казалось, что они уже вступают в это будущее-рядом, что одним рывком можно достигнуть всего, о чем мечтало тысячелетиями человечество.

Романтика и эпика тридцатых годов

Годы «весны республики» -тридцатые годы двадцатого столетия связаны с плеядой поэтов :А. Прокофьев, Я. Смеляков, Б. Корнилов,П. Васильев, В. Саянов, Б. Ручьев, В. Гусев. Безграничная любовь которых к социалистической Родине, их убежденность в правоте и справедливости советского общества были безграничны.

Утверждалась роль поэта как одного из мастеров строительства нового общества : « Механики, чекисты, рыбоводы, я ваш товарищ, мы одной породы..»- восклицал Эдуард Багрицкий.

Новые человеческие отношения и новые-индустриальные- пейзажи входили в стихи поэтов…Нет , они конечно не позабыли прелесть моря или весеннего утра в степи, или вечную красоту северного леса. Всё это было. Но все это стало аккумулятором вселенской бодрости, наполнявшей душу и судьбы людей, готовых к борьбе и строительству. Шёл спор о романтике-старой и новой.

Максим Горький  фото из ria.ru
Максим Горький фото из ria.ru

В этом споре приняли участие многие поэты. Романтика то оказывалась в числе казалось отживающих понятий, то поднималось как знамя, как утверждение нового эпоса. Недаром М. Горький, говоря о том что Советский Союз –это страна, для которой характерна именно эпика, а не лирика, справедливо назвал поэмы и имена значительных мастеров, в том числе «Думу про Опанаса» Э. Багрицкого, поэмы Н. Асеева « Семен Проскаков», И. Сельвинского «Уляляевщина», стихи Н. Тихонова, как утверждающие героические начало советской литературы в целом.

И легендарные командиры и комиссары гражданской войны входили в стихи и поэмы и продолжали свой бой, начатый два десятилетия назад. Снова поэзия обратилась к образу вождя революции. Джамбул Джабаев, Якуб Колас и Муса Джалиль раздумывая о современности, советовались с Лениным. С его именем связывали победы революции и победы будущего.

Разумеется, иногда поэтов тех лет можно упрекнуть в наивности, недооценки сил врага и трудностей, стоявших перед ними. Но все это искупалось их юношеским горением, их презрением к снобизму, равнодушию, приобретательству. Нет их стихи не были аскетичны и отвлеченно фантастичны – это были яркие жизнелюбивые стихи. Разнообразные по своей форме. Это были стихи-репортажи с великой стройки, стихи строящихся городов, совхозов, колхозов, комбинатов, гидроэлектростанций.

Карта всей страны-от её западных границ до Тихого океана-загоралась в стихах тех лет- это была карта поэтическая, где реки романтики и моря оптимизма омывали безбрежный фронт работ.

Воспитание нового человека всегда была неизменной и постоянной задачей советской поэзии. Это было и характерно для поэзии второй половины тридцатых годов, уже после Первого съезда советских писателей в 1934 году. Советская поэзия ставила перед собой совершенно определенную, партийную задачу. И решать ее в первую очередь пришлось поэтам, связанным с народным творчеством, с песней, утверждающим высокую простоту как основное качество в поэзии.

Это был период мощнейшего расцвета жанра советской песни. Из первых звуковых фильмов, с эстрады, со сцен театров уходили к слушателям слитые накрепко мелодии и текст. И в устное бытование вошли десятки песен, созданные в содружестве композиторов и поэтов: М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, В. Гусева, М. Голодного, М. Светлова, А. Суркова, А. Прокофьева.

Развитие советской литературы отразило сложные процессы жизни советского общества-борьбу за индустриализацию страны, за коллективизацию сельского хозяйства. Вдохновленные перспективами строительства поэты искали новые методы изображения социалистической деиствительности.