Найти в Дзене

Советская поэзия 1920-1930-х годов

Страна мечтателей Время порой меняет отношение к тому или иному явлению, и то что раньше было нормой жизни, впоследствии может вызвать удивление, то, что было основой бытия и его реальностью, кажется фантастикой. Но как бы далеко мы ни отходили от первых пятилеток, от людей которые создавали Магнитку , не исчезает и никогда не исчезнет наше восхищение той эпохой, её людьми-строителями и творцами. Все это было в полной мере отражено в советской поэзии, и поэты обоснованно называли Советский Союз страной мечтателей, страной героев! Поэзия конца двадцатых-начала тридцатых была героической в самой своей основе, глубоко оптимистической, полной настоящей озаренности. Поэты создавали произведения, которые отражали величаишии духовный подъем народа, невиданный масштаб работы, необыкновенную веру в будущее. Будущее казалось им стоящим рядом. «Ты рядом, даль социализма»-писал Борис Пастернак. Перечитывая сегодня стихотворения тех лет, созданные Н. Асеевым, Н. Тихоновым, Э. Багрицким, В. Луговски
Оглавление
Борис Пастернак фото из rg.ru
Борис Пастернак фото из rg.ru

Страна мечтателей

Время порой меняет отношение к тому или иному явлению, и то что раньше было нормой жизни, впоследствии может вызвать удивление, то, что было основой бытия и его реальностью, кажется фантастикой. Но как бы далеко мы ни отходили от первых пятилеток, от людей которые создавали Магнитку , не исчезает и никогда не исчезнет наше восхищение той эпохой, её людьми-строителями и творцами.

Все это было в полной мере отражено в советской поэзии, и поэты обоснованно называли Советский Союз страной мечтателей, страной героев! Поэзия конца двадцатых-начала тридцатых была героической в самой своей основе, глубоко оптимистической, полной настоящей озаренности. Поэты создавали произведения, которые отражали величаишии духовный подъем народа, невиданный масштаб работы, необыкновенную веру в будущее. Будущее казалось им стоящим рядом.

«Ты рядом, даль социализма»-писал Борис Пастернак.

Перечитывая сегодня стихотворения тех лет, созданные Н. Асеевым, Н. Тихоновым, Э. Багрицким, В. Луговским, М. Светловым и И. Уткиным, мы ясно ощущаем звучащее в них светлое восприятие жизни, энергию, энтузиазм-черты, которые всегда определяли и будут определять звучание молодости. Для них всех чувство оптимизма и реальности будущего было глубоко органично. Им казалось, что они уже вступают в это будущее-рядом, что одним рывком можно достигнуть всего, о чем мечтало тысячелетиями человечество.

Романтика и эпика тридцатых годов

Годы «весны республики» -тридцатые годы двадцатого столетия связаны с плеядой поэтов :А. Прокофьев, Я. Смеляков, Б. Корнилов,П. Васильев, В. Саянов, Б. Ручьев, В. Гусев. Безграничная любовь которых к социалистической Родине, их убежденность в правоте и справедливости советского общества были безграничны.

Утверждалась роль поэта как одного из мастеров строительства нового общества : « Механики, чекисты, рыбоводы, я ваш товарищ, мы одной породы..»- восклицал Эдуард Багрицкий.

Новые человеческие отношения и новые-индустриальные- пейзажи входили в стихи поэтов…Нет , они конечно не позабыли прелесть моря или весеннего утра в степи, или вечную красоту северного леса. Всё это было. Но все это стало аккумулятором вселенской бодрости, наполнявшей душу и судьбы людей, готовых к борьбе и строительству. Шёл спор о романтике-старой и новой.

Максим Горький  фото из ria.ru
Максим Горький фото из ria.ru

В этом споре приняли участие многие поэты. Романтика то оказывалась в числе казалось отживающих понятий, то поднималось как знамя, как утверждение нового эпоса. Недаром М. Горький, говоря о том что Советский Союз –это страна, для которой характерна именно эпика, а не лирика, справедливо назвал поэмы и имена значительных мастеров, в том числе «Думу про Опанаса» Э. Багрицкого, поэмы Н. Асеева « Семен Проскаков», И. Сельвинского «Уляляевщина», стихи Н. Тихонова, как утверждающие героические начало советской литературы в целом.

И легендарные командиры и комиссары гражданской войны входили в стихи и поэмы и продолжали свой бой, начатый два десятилетия назад. Снова поэзия обратилась к образу вождя революции. Джамбул Джабаев, Якуб Колас и Муса Джалиль раздумывая о современности, советовались с Лениным. С его именем связывали победы революции и победы будущего.

Разумеется, иногда поэтов тех лет можно упрекнуть в наивности, недооценки сил врага и трудностей, стоявших перед ними. Но все это искупалось их юношеским горением, их презрением к снобизму, равнодушию, приобретательству. Нет их стихи не были аскетичны и отвлеченно фантастичны – это были яркие жизнелюбивые стихи. Разнообразные по своей форме. Это были стихи-репортажи с великой стройки, стихи строящихся городов, совхозов, колхозов, комбинатов, гидроэлектростанций.

Карта всей страны-от её западных границ до Тихого океана-загоралась в стихах тех лет- это была карта поэтическая, где реки романтики и моря оптимизма омывали безбрежный фронт работ.

Воспитание нового человека всегда была неизменной и постоянной задачей советской поэзии. Это было и характерно для поэзии второй половины тридцатых годов, уже после Первого съезда советских писателей в 1934 году. Советская поэзия ставила перед собой совершенно определенную, партийную задачу. И решать ее в первую очередь пришлось поэтам, связанным с народным творчеством, с песней, утверждающим высокую простоту как основное качество в поэзии.

Это был период мощнейшего расцвета жанра советской песни. Из первых звуковых фильмов, с эстрады, со сцен театров уходили к слушателям слитые накрепко мелодии и текст. И в устное бытование вошли десятки песен, созданные в содружестве композиторов и поэтов: М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, В. Гусева, М. Голодного, М. Светлова, А. Суркова, А. Прокофьева.

Развитие советской литературы отразило сложные процессы жизни советского общества-борьбу за индустриализацию страны, за коллективизацию сельского хозяйства. Вдохновленные перспективами строительства поэты искали новые методы изображения социалистической деиствительности.