В сегодняшнем выпуске #словарьпожарногоиспасателя - лафет. Это ствол, предназначенный для подачи большого количества огнетушащих веществ, а от обычного ручного ствола его отличает крепление, позволяющее установить ствол неподвижно.
Одно из значений слова "лафет" (нем. Lafette) - опора для артиллерийского орудия. Первоначально все установки, оборудованные на переносимом (или перевозимом) основании, предназначались для сражений отнюдь не с огнем: лафеты устанавливались на колеса и подвозились на поле боя, располагались на крепостной стене неподвижно для отражения неприятельской атаки.
Первый водяной ствол, установленный на автомобиль, предназначался отнюдь не в качестве пожарно-технического вооружения, но в полицейских целях: разгон демонстрантов (печально известные 1930-е годы в Берлине). У насоса не было собственного двигателя, и поэтому, чтобы привести его в действие от двигателя машины, автомобиль нужно было останавливать полностью. Такая конструкция оказалась не очень подходящей, и ученые продолжили разработки в направлении изделий для правоохранительных органов. Современные водометы для полиции могут даже подкрашивать нарушителей безвредной (на растительной основе), но плохо смываемой краской (1).
В СССР судьба водометов изначально складывалась иначе: сотрудники ВНИИПО и других институтов работали над пожарными лафетами. В 1964 году появилась модель АЦП-30, модель 27А (автоцистерна пожарная), выпущенная на Прилукском заводе.
Этот автомобиль выпускался с лафетным стволом, установленным на крыше и управляемым из кабины водителя. "Водомет" мог подавать не только воду, но и водопенную смесь (для этих целей в кузове предусматривался бак с пенообразователем вместительностью 150 л).
А вот одной из наиболее внушительных советских пожарных машин с водометом-лафетом стал аэродромный автомобиль АА-60(7310). Он сменил несколько моделей, в том числе первую серийную аэродромную машину ПМЗ-15 (2).
Мощь АА-60 действительно оказалась внушительной: цистерна вмещала 11000 л воды, бак для пенообразователя - 800 л. В основе АА-60 - белорусский МАЗ-7310; производительность насоса, соответственно, 60 л/с. К сожалению, у подобных автомобилей есть значительный недостаток: необходимость в большом количестве топлива. АА-60 "ест" от 45 до 125 л/ч... (3).
Если МАЗ-7310 шириной почти 3 м вряд ли встретить на обычных дорогах, то большинство других современных пожарных автомобилей с лафетными стволами имеются почти в каждой пожарно-спасательной части. Такое оборудование управляется из кабины и позволяет подавать воду не заглушая двигатель автомобиля, причем ствол поворачивается в нужном направлении, а различные насадки способствуют изменению струи: от распыленной до сплошной пенной или водяной.
Есть и ручные лафетные стволы, которые переносятся силами одного или двух пожарных (в зависимости от типа ствола), устанавливаются в нужном месте и могут подавать большой объем воды в очаг возгорания практически без участия человека. Такие стволы используются в основном для тушения крупных пожаров.
И будет заблуждением мысль о том, что лафетный ствол "поставили и забыли": "Так как эта разновидность техники может перемещаться в процессе тушения, эффективность противопожарных мер напрямую зависит от качества установки и квалификации пожарного" (4).
Источники:
1) http://vargashi.com/articles/mashina-s-vodometom
2) https://fireman.club/inseklodepia/pozharnyj-aerodromnyj-avtomobil-aa/
3) https://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/pozharnye-avtomobili-na-baze-maz-7310.html
4) https://lafet01.ru/products/2
#МЧС #МЧСМосквы #пожарные #спасатели #ПожарныйСловарик