Найти тему

Черный вторник в небе над бывшей Украиной

Издание Politico сообщило, что на Западе по инициативе Украины и балтийских стран начались дебаты по вопросу о передаче Киеву американских истребителей F-16. Вашингтон считает это по-прежнему невозможным, о чем заявил украинским властям, но в некоторых европейских странах идею не считают бесперспективной, указывала газета со ссылкой на источники. Позже издание написало, что группа военных чиновников в Пентагоне подталкивает ведомство к отправке самолетов F-16 Украине. При этом окончательное решение по данному вопросу еще не принято.

Военный эксперт Юрий Кнутов в рамках интервью для канала "Sputnik на русском" высказал свое мнение по поводу поставок Западом боевых самолетов на Украину, а также рассказал, как Россия в таком случае будет с ними бороться.

Со слов директора музея ПВО, не стоит обращать внимание на то, что сейчас США и Великобритания, несмотря на призывы Польши, категорически против передачи Киеву истребителей НАТО. Все это делается для того, чтобы снизить градус напряжения вокруг передачи ВСУ танков западного образца. При этом эксперт уверен, что после того, как Украина получит большее число обещанных танков, будет снят запрет и на поставку истребителей.

Касательно самолетов, которые могут быть переданы Западом, Кнутов считает, что, скорее всего, Киев получит американские F-16, шведские "Грифоны" и французские "Мираж 2000". Со слов эксперта, данные машины способны создать серьезную угрозу.

В этой связи нелишним было бы напомнить об одном примечательном событии, которое произошло более 70 лет тому назад в небе над Кореей. 19 апреля 1951 года вошло в военную историю США как "черный вторник". Тогда в корейских небесах американские ВВС постигла настоящая катастрофа.

Первые советские летчики в качестве добровольцев прибыли в Корею в ноябре 1950-го. В обстановке строжайшей секретности сюда перегнали эшелоны с новейшими на тот момент реактивными истребителями МиГ-15 - под видом сельскохозяйственных комбайнов. Над Кореей закрутилась воздушная карусель. Пилоты ВВС США в полной мере прочувствовали на себе мастерство гораздо более опытного противника - многие советские летчики еще совсем недавно дрались с асами люфтваффе, а "МиГи" оказались на голову выше американских истребителей F-80 Shooting Star и F-84 Thunderjet по скорости, маневренности, скороподъемности и огневой мощи.

Весной 1951 года в Корею направили 324-ю истребительную авиационную дивизию под командованием легендарного аса Ивана Кожедуба. Зоной ответственности ему определили район реки Ялуцзян. Дивизия не пускала самолеты противника дальше этого рубежа. Американцы прозвали это место "аллеей МиГов".

А 12 апреля с авиацией США произошла настоящая катастрофа. Планировался массированный бомбовый удар по корейскому городу Сингисю, по важным объектам инфраструктуры. В частности — по мосту через реку Ялуцзян. Радиолокационные станции засекли крупную группу самолетов противника, двигавшуюся со скоростью около 500 километров в час в сторону северокорейских позиций. Это были 48 стратегических бомбардировщиков B-29 Superfortress в сопровождении более 120 истребителей. Иван Кожедуб рискнул оставить аэродром без прикрытия и поднял на перехват все боеготовые "МиГи" авиадивизии - 44 машины. Вся схватка продолжалась чуть более 20 минут. Советские асы сбили десять B-29 и несколько истребителей, еще 15 бомбардировщиков получили серьезные повреждения. Более сотни американских летчиков, выпрыгнувших с парашютами, попали в плен. Все "МиГи" вернулись на базу.

А потом был "черный вторник". Тридцатого октября того же года "летающие крепости" должны были разбомбить корейский аэродром Намси. Однако масштабную операцию снова сорвали летчики-добровольцы. В этот раз к корейским объектам отправили 21 бомбардировщик, их прикрывали около 200 истребителей. На перехват армады вылетело более четырех десятков "МиГов". Не ввязываясь в бой с самолетами прикрытия, ударили по бомбардировщикам из пушек и пулеметов. Летчики действовали независимыми парами, что давало больше свободы при принятии решений и выборе целей.

"Бомберы" не дошли до точки сброса - аэродром Намси не пострадал. США недосчитались дюжины B-29. Из почти полусотни "МиГов" сбили только один.

Всего советские асы уничтожили в Корее около 1300 самолетов противника. По разным оценкам, американцы потеряли от 60 до 90 тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress, оказавшихся абсолютно беззащитными перед реактивными "МиГами".

Так что в небе, как и на земле все решают не машины, а люди. Я уверен, еще с советских времен у нас в стране, даже несмотря на все тяготы перемен, сохранилась и живет, как прежде, великая школа военных летчиков. А что уж совсем, бесспорно, равных нашим воздушным асам в профессионализме и самоотверженности нет во всем в мире.