Найти в Дзене
Июньский кот

Как выглядели предки шумеров? Убейдская культура (3300 - 4000 гг. до нашей эры)

Давайте разберемся, как возникла шумерская цивилизация, древнейшая в нашем мире. Предыдущие статьи по теме - здесь. Около 4000 года до н.э. в Месопотамии начался третий догосударственный период шумерской цивилизации. Он называется убейдским, по названию холма Телль-эль-Убейд на юге Ирака, где впервые нашли памятники этого периода. В это время резко исчезают следы халафского периода, видимо, по причине вторжения пришельцев из Западного Ирана, которые смели халафскую культуру и принесли свою.
Как обычно, о древних культурах в первую очередь судят по керамике. Убейдская керамика более грубая, чем халафская. Цвет может быть слишком обожженый, различается от светло-желтого до угольно-черного. Орнамент может покрывать лишь часть сосуда, иногда бывают растения и животные, но обычно это лишь простые геометрические фигуры и линии. У сосудов появляются носики и висячие ручки. Камня в стране было мало, поэтому он применялся только для крупных орудий труда, лезвий и украшений. Все остальное – с

Давайте разберемся, как возникла шумерская цивилизация, древнейшая в нашем мире. Предыдущие статьи по теме - здесь.

Около 4000 года до н.э. в Месопотамии начался третий догосударственный период шумерской цивилизации. Он называется убейдским, по названию холма Телль-эль-Убейд на юге Ирака, где впервые нашли памятники этого периода.

В это время резко исчезают следы халафского периода, видимо, по причине вторжения пришельцев из Западного Ирана, которые смели халафскую культуру и принесли свою.
Как обычно, о древних культурах в первую очередь судят по керамике. Убейдская керамика более грубая, чем халафская. Цвет может быть слишком обожженый, различается от светло-желтого до угольно-черного. Орнамент может покрывать лишь часть сосуда, иногда бывают растения и животные, но обычно это лишь простые геометрические фигуры и линии. У сосудов появляются носики и висячие ручки.

Камня в стране было мало, поэтому он применялся только для крупных орудий труда, лезвий и украшений. Все остальное – серпы, топоры, тесла, ножи – делались из терракоты. Часто встречались статуэтки богини-матери, бывали и статуэтки мужчин.
Большая часть домов строилась из тростниковых циновок, прикрепленных к деревянным опорам, и иногда покрытым глиной. Храмы бога Эриду сделаны из больших сырцовых кирпичей, сделанных из глины. Внутри них находилась целла в виде вытянутого треугольника, в каждом углу которой были расположены помещения меньшей площади. На одном конце целлы располагалась низкая платформа, на которой, видимо, стояла статуя божества, а на другом конце целлы обычно находился алтарь для подношений. Снаружи стены бывали украшены выступами и нишами, оживлявшими глиняную поверхность.
На севере Ирака убейдская культура выглядела иначе. Камень имелся в большом количестве. Все дома были сложены из кирпича-сырца. Использовались каменные печати. Появляются предметы, сделанные из металла, хоть и в небольшом количестве, благодаря близости к рудникам на Кавказе.
На севере и юге были совершенно разные погребальные обряды. На юге обычно существовал некрополь, где в могилах, обложенных и покрытых кирпичом, лежали останки взрослых и детей, вытянутые, лежа на спине. На севере погребения были просто могилами, где тела лежали на боку согнувшись. Детей хоронили в сосудах. Это было характерно для халафской культуры. Это значит, что на севере убейдцы были в меньшинстве, халафцы были завоеваны, но не истреблены, и сохранили свою культуру. Но юге культура убейдских завоевателей оказалась доминирующей, и именно она дала начала шумерской цивилизации.
При этом убейдцы активно торговали с соседними регионами, даже с Индией. Они создавали множество поселений, численность населения быстро увеличивалась. Поселения строились на берегах рек и их притоков, существовали водные торговые маршруты, найдено множество глиняных лодок. На месте таких поселений потом выросли города шумеров.
Важен факт, что самым большим и качественно построенным зданием в поселении был храм, а не дворец правителя. Вокруг храма разрасталось хозяйственная и общественная жизнь.
Убейдский период длился примерно с
4000 года до н.э. до 3300 года до н.э.

Другие статьи по теме.

Спасибо за внимание!

Приглашаю читателей в свой проект на https://sponsr.ru/junycat. Там статьи выкладываются с опережением относительно Дзена, также могут быть статьи в авторской редакции, либо статьи, которых вовсе не будет на Дзене, на котором царит слишком плотная цензура.

Также приглашаю на телеграмм-канал автора.