Может ли цель оправдать средства? Над этой проблемой человечество размышляет на протяжении всего своего существования. Такие философы и мыслители, как Овидий, Никколо Макиавелли, Ф.М. Достоевский и Карл Маркс давали совершенно разные ответы на поставленный вопрос. Но интересует ли сейчас он общество? Чтобы разобраться в этом, изучим современную культуру.
Сериал «Во все тяжкие»
Такое важное явление массовой культуры, как сериал Винса Гиллигана, нельзя обойти стороной. Картина «Во все тяжкие» не смогла бы стать культовой, если бы не затронула действительно вечные проблемы. К ним относится и следующая: «Может ли цель оправдать средства?»
Волтер Вайт- простой учитель химии в школе, который, узнав о своей смертельной болезни, начинает во что бы то ни стало реализовывать собственный потенциал, зарабатывать для семьи деньги, перешагивая не только через общественные нормы морали, но и жизни людей. Объясняет свою преступную деятельность Волтер тем, что он как бы вынужден идти на компромисс с совестью, чтобы обеспечить материальное благополучие жены и детей в будущем.
Зритель «Во всех тяжких» даже несколько может посочувствовать герою, который столь отчаянно пытается помочь своей семье. Его цели можно назвать отчасти благородными.
Но финал сериала убедительно показывает зрителю обреченность такого пути. Волтер Вайт теряет все, что было ему когда-то дорого: жену, детей и свояка. Общество отворачивается от героя, и он остается смертельно одинок. А все по одной лишь причине- средства, выбранные для достижения цели, были чудовищны. В картине четко показано, что никто не может признать заслуги Волтера- слишком они кровавы для этого.
Этот пример, на мой взгляд, убедительно доказывает, что цель, какая бы она ни была прекрасная, оценивается в конце концов средствами, которыми она достигается.
Стоит отметить, что оживленный интерес к сериалу показывает, насколько общество волнует обсуждаемая тема. ВНИЗУ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РЕЙТИНГИ СЕРИАЛА НА РАЗНЫХ ПЛАТФОРМАХ:
Аниме «Тетрадь смерти»
Не менее важная картина, которая поможет разобраться в поставленном вопросе- «Тетрадь смерти».
Сериал ставит неудобные вопросы утилитаризма, будто бы проверяя границы морали, их подвижность. Полезно ли было бы обществу избавиться от преступников? Можно ли кровью немногих создать счастье всех окружающих и какую цену за это заплатить?
Ягами Лайт- противоречивый протагонист, получивший безграничную власть над жизнями людей. Использовать ее он решил на «благо» общества, убивая преступников ("Мир прогнил. Отбросы заслуживают смерти"). Ягами верит в то, что сможет добиться справедливости в мире: "Я создам идеальное общество, создам такой мир, в котором будут жить только ответственные и добрые люди!" Как и в случае с «Во всеми тяжкими», зритель сначала видит вполне благородную цель героя, которая приведет его в финале к полному краху.
Концепция утилитаризма в манге раскрывается особенно ярко. Поступки Лайта, по его мнению, оправданы, потому что ведут к увеличению всеобщего счастья, большей безопасности окружающих. Принцип всеобщей пользы не нарушается, а значит может казаться, что действия главного героя заслуживают уважения.
В первых сериях зритель способен даже сопереживать Ягами Лайту, видеть в нем богоподобного творца нового справедливого мира. Однако с развитием сюжета отношение к герою неизбежно меняется. Если благородная цель протагониста «очистить мира от преступников» позволяла сначала закрывать глаза на средства ее достижения, то потом симпатии зрителя к Ягами исчезают.
Мнение о нем как о «благородном» человеке, разрушается под давлением неопровержимых доказательств его непомерной несправедливости: он хладнокровно убивает преступников, агентов, детектива, использует в корыстных целях Аманду Мисс, отца и т.п. Средства достижения цели в конце концов становятся важнее ее и выходят на первый план.
Столкновение двух героев, Янами и детектива L, имеющих одни стремления (восстановление справедливости и правопорядка), но использующих разные средства, обнажает бессердечность первого, потому что идейный враг Лайта, несмотря на некоторые нарушения закона (ситуация с Амандой Мисс, убийством в прямом эфире преступника), ставит человеческую жизнь превыше всего. Сказать это же о протагонисте невозможно.
Становится ясно следующее: мнимо благородные личные цели, которые достигаются противоправными и аморальными средствами, губят человека, превращают его в монстра. Это подтверждают примеры Волтера Вайта и Ягами Лайта. Герои желали лучшего, но кровью и насилием затоптали свой потенциал, раз и навсегда перешагнув через границы допустимого.
На основе проанализированных картин, можно сказать, что никогда личная цель, даже самая высокая и значимая, не может оправдать безнравственные средства. Но так ли это? Вопрос сложный …