Когда-то искусство было привилегией элит, но сегодня любой может посетить музей или филармонию, чтобы насладиться великими произведениями прошлого. Современный человек, который хочет считаться образованным, должен быть хоть немного подкован в этих вопросах и уметь отличать Мане от Моне, например.
Никто не говорит, что обязательно ознакомиться со всеми работами авторов, которые по праву считаются великими, однако знать самые значимые произведения всё же стоит. Как минимум это весьма полезно для общего развития. Потому мы решили собрать самые известные картины, когда-либо написанные человеком.
История создания картины
«Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). С итальянского слово ma donna переводится как «моя госпожа». Со временем оно превратилось в просто mona, от него и пошло общеизвестное название картины.
Биографы-современники художника писали, что он редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.
Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Согласно завещанию, картина была передана ученику Леонардо, Салаи. Остается неизвестным то, как картина перекочевала обратно во Францию (скорее всего Фрациск I приобрел ее у наследников Салаи). Во времена Людовика XIV картина перекочевала в Версальский дворец, а после Французской революции ее постоянным домом стал Лувр.
История полотна
Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август Третий после двух лет переговоров получил от Бенедикта разрешение вывезти её в Дрезден. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме.
Во время Отечественной войны картина была вывезена советской армией и 10 лет находилась в Москве,а потом была передана Германии и заняла достойное место в Дрезденской галерее.
В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев.
Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».
Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: «Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил».
Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать». Это верно, потому что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но самый идеал, доступный смертному
История создания
Год написания картины неизвестен. Среди исследователей имеется масса разных мнений по этому поводу. Современные методы изучения досок основы, на которых создан триптих, указывают на период между 1490 и 1510 годами.
Первыми известными владельцами «Сада земных наслаждений» было немецкое семейство Нассау. По неизвестным причинам работа возвратилась в Голландию, где во дворце Вильгельма I один из биографов Босха сделал первое ее описание.
Уже в Средние века картина вызывала удивление и восхищение своим необыкновенным сюжетом и персонажами, изображение которых указывало на множество посланий живописца современникам.
История создания
Эта поразительная картина отличается значительными размерами (3,2 × 2,7 м). Ко времени окончания работы над ней Веласкес уже более тридцати лет был художником, приближенным к венценосной семье Испании. Это было время заката династии Габсбургов. Испанское королевство пребывало в глубоком кризисе. Король Филипп, уже немолодой и усталый, был достаточно посредственным правителем.
Картина, созданная Диего Веласкесом, очень понравилась испанскому монарху – настолько, что он повесил ее в своем кабинете, чтобы любоваться ежедневно.
На картине «Менины» присутствует изображение самого Веласкеса. Это было более чем смело – стоять рядом с венценосными особами, даже на полотне. Однако такая смелость была одобрена испанским королем.
История создания
"Демон" Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова. Художника пригласили иллюстрировать книгу, так как его порекомендовал на эту должность сам Сава Мамонтов, который славился своим отменным художественным вкусом. Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать. Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. Удивительно, в Киеве художник занимался рисованием Богоматери, а в Москве ему предложили рисовать демона. Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. История "Демона" Врубеля начинается с неразделенной любви. Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову – жену своего заказчика. Его возлюбленная была замужней дамой, поэтому ни о каких взаимных чувствах не было и речи. Чтобы как-то выразить свою безответную любовь, Врубель рисует демона и пририсовывает ему голову своей возлюбленной. Этот набросок художник уничтожил. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича. Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается, и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий».
История создания
Когда эта работа была впервые представлена публике, Грант Вуд в прямом смысле проснулся знаменитым. Картина «Американская готика» , казалось, не оставила равнодушным ни одного человека в Америке. Самой частой реакцией на это полотно было возмущение. Слишком уж гротескными, несмотря на исключительную реалистичность, выглядели персонажи. Вуда обвиняли в том, что он просто-напросто издевается над простыми рабочими людьми, представляя их недружелюбными, отсталыми (фермер держит в руке вилы, хотя в то время уже повсеместно использовались более «продвинутые» инструменты) и откровенно туповатыми (героиню картины даже прозвали «недостающим звеном»).
История создания картины Гранта Вуда "Американская готика"
В 1930 году Грант Вуд в городе Элдон обратил внимание на деревянный дом в стиле плотницкой готики и решил рассказать историю о нем и о людях, которые могли бы в нем жить. Так появились фермер и его дочь. Именно на этой родственной связи настаивала сестра художника Нэн Вуд, с которой он писал героиню картины "Американская готика", и которая была очень расстроена нелестными эпитетами и сравнениями. Чтобы реабилитироваться перед сестрой, Вуд в 1933 году пишет новый портрет, на котором она изображена с модной прической и в современной одежде.
Гораздо более пристального внимания заслуживает второй, можно даже сказать, главный персонаж полотна – мужчина с вилами. Известно, что его Вуд написал со своего дантиста Байрона МакКиби. Но те, кто был знаком с доктором, в один голос утверждали, что он был человеком очень скромным, интеллигентным и боявшимся собственной тени. На картине "Американская готика" этого человека нет. Можно не сомневаться – сквозь круглые стекла очков с картины "Американская готика" на нас сурово смотрят глаза Мервила Вуда, отца художника. Очки, кстати, тоже принадлежат ему. И красный амбар на заднем плане – тоже заслуга тираничного фермера.
История создания
Бельгийский художник Рене Магритт прославился своими сюрреалистическими работами. Не раз его картины ставили в тупик даже самых искушенных критиков, а также специалистов в области изобразительного искусства. Исключением не стало и знаменитое полотно «Сын человеческий». Данная картина была создана в 1964 году и имела особенный смысл как для самого живописца, так и для общества того времени.
Автопортрет «Сын человеческий» написан в яркой манере бельгийского художника. Это не только простой сюжет, но и настоящая головоломка, разгадка которой скрыта внутри «послания». Сам Рене Магритт говорил, что за внешней и, на первый взгляд, достаточно ясной оболочкой всегда скрыто то, что невозможно разглядеть.
Сегодня данное полотно считается одним из самых узнаваемых и ценных. Упоминания о картине часто встречаются в фильмах, а также других произведениях. Сам холст хранится в частной коллекции.
История написания картины
Картина «Постоянство памяти» была написана в 1931 году и быстро стала известной. Сейчас она является визитной карточкой художника и часто появляется на выставках искусства прошлого века. Также она известна под названиями «Мягкие часы», «Твердость памяти», «Стойкость памяти», «Течение времени» или же просто «Время».
В те годы Сальвадор Дали искал, чем можно заполнить свою внутреннюю пустоту. И, по его собственным словам, он нашел то, что искал, в куске мягкого сыра.
В один из вечеров он договорился пойти с друзьями в кино, но его мигрень воспрепятствовала этому. Решено было, что его жена и муза Гала пойдет вместо него. На ужин они поели мягкий плавленый сыр, и, когда Дали остался дома в одиночестве, мысли об этом сыре не давали ему покоя. Под действием этих мыслей он пошел в свою мастерскую, чтобы кинуть взгляд на незаконченную картину.
Художник длительное время не мог справиться с ощущением безыдейности своего полотна. Мысли о сыре смешались с желанием вложить смысл в обыденный пейзаж, и так у картины появился смысл. Несмотря на сильнейшую мигрень, художник проработал два часа кряду и завершил полотно.
Позднее, «Постоянство памяти» стало олицетворением современной концепции восприятия времени.
История создания картины
Восстановить историю «Тайной вечери» Леонардо да Винчи в хронологическом порядке непросто. Не сохранилось точных документов, подтверждающих роль заказчика. Первая точная дата, 1488 год, связана с завершением строительства трапезной Санта-Мария-делле-Грацие, где должна была разместиться картина Леонардо да Винчи. Эта дата известна из краткого описания церкви и монастыря Санта-Мария-делле-Грацие доминиканским монахом Джироламо Гаттико.
Доминиканцы наняли известных художников того времени для украшения религиозного здания, которое Людовико Сфорца иль Моро (герцог Миланский с 1480 по 1494 год) хотел превратить в усыпальницу для своей семьи. Архитектура трибуны, построенной между 1492 и 1493 годами Донато Браманте по приказу герцога Милана Людовико иль Моро, – одно из высших достижений эпохи Возрождения в Северной Италии. Однако Людовико не смог завершить проект, поскольку был свергнут, потерял власть и умер в заключении в замке Лош во Франции в 1508 году.
Искусствоведческая литература ориентируется на датировку между 1493 и 1494 годами, когда появляются первые рисунки Леонардо, связанные с исследованием «Тайной вечери». Последняя реставрация позволила опознать герб, связанный с именем Джана Галеаццо Сфорца. Многие ученые считают, что именно в этот период, вероятнее всего, Леонардо приступил к созданию шедевра. 1498 год – дата завершения, учитывая, что Лука Пачоли в посвящении к трактату «Божественная пропорция» описывает картину в деталях.
Людовико иль Моро, ставший герцогом в 1494 году, сыграл свою роль в создании «Тайной вечери», но первым заказчиком произведения, скорее всего, был его предшественник Джан Галеаццо Сфорца, который умер в 1497 году в возрасте 25 лет. Леонардо должен был закончить работу еще летом 1497 года, о чем свидетельствует письмо герцога Миланского своему секретарю Марчезино Станга с просьбой «вернуть Леонардо из Флоренции, чтобы он закончил работу».
История создания
Полотно было написано в 1642 году по специальному заказу капитана Франса Баннинга Кока и его кловеньеров. В 1715 году имена всех заказчиков написали на добавленном щите в правой части полотна. Всего персонажей на картине около 34, а за работу художнику заплатили 1600 гульденов, что в те времена было довольно внушительной суммой.
Рота стрелков заказывала картины у разных живописцев, чтобы украсить ими выстроенное здание Зала встреч в Амстердаме. Рембрандт стал седьмым.
Историки и исследователи полагают, что причиной обращения к Рембрандту и другим художникам для создания групповых портретов стало посещение Амстердама королевой Франции Марией Медичи. Даже несмотря на тот факт, что королева бежала из Франции, ее встретили с энтузиазмом.
История написания картины
Шедевр, ставший культовым, Ван Гог написал летом 1889 года, когда находился в психиатрической лечебнице, расположенной в бывшем монастыре Сен-Поль-де-Мозоль на окраине Сен-Реми-де-Прованс. В отличие от большинства работ художника картина создана по памяти и из воображения, а не на природе, как предпочитал Винсент.
Брату Тео он писал: «Этим утром я увидел из окна сельскую местность, задолго до восхода солнца, только с утренней звездой, которая выглядела очень большой». Рисунок «Звездная ночь» Винсент отправил Тео в Париж вместе с другими работами, чтобы дать брату представление о своей картине. Только на рисунке изображено десять звезд, а из печных труб деревенских домов в небо поднимается дым.
Картина написана за один день, между 16 и 18 июня, хотя и не под влиянием мгновенного вдохновения. Идея картины занимала его ум больше года. Винсент неоднократно упоминал о своем желании воплотить тему ночи на холсте.
В 1888 году в письме к сестре Виллемине он говорит: «Сейчас я совершенно точно хочу нарисовать звездное небо. Мне часто приходит в голову, что ночь красочнее дня. Полная ярких цветов – фиолетового, синего и зеленого. Если внимательно смотришь, то заметишь, что одни звезды – цитрусовые, у других оттенки розового, зеленого и индиго, как незабудки. Понятно, чтобы нарисовать небо, полное звезд, нужно больше, чем просто белые точки на синеватой темноте».
Из этих слов можно сделать вывод, что произведение является продуктом созревшей творческой рефлексии Ван Гога. Хотя некоторые искусствоведы считают, что последствия приема лекарств или психическая нестабильность также повлияли на его создание.
Картина написана за один день, между 16 и 18 июня, хотя и не под влиянием мгновенного вдохновения. Идея картины занимала его ум больше года. Винсент неоднократно упоминал о своем желании воплотить тему ночи на холсте.
В 1888 году в письме к сестре Виллемине он говорит: «Сейчас я совершенно точно хочу нарисовать звездное небо. Мне часто приходит в голову, что ночь красочнее дня. Полная ярких цветов – фиолетового, синего и зеленого. Если внимательно смотришь, то заметишь, что одни звезды – цитрусовые, у других оттенки розового, зеленого и индиго, как незабудки. Понятно, чтобы нарисовать небо, полное звезд, нужно больше, чем просто белые точки на синеватой темноте».
Из этих слов можно сделать вывод, что произведение является продуктом созревшей творческой рефлексии Ван Гога. Хотя некоторые искусствоведы считают, что последствия приема лекарств или психическая нестабильность также повлияли на его создание.
История создания
Картина бы не была написана, если бы не ряд случайностей. Идея была спонтанной. Виктор Васнецов был в мастерской знакомого художника и там карандашом сделал набросок. Картина бы так и осталась черновиком, если бы ее не увидел П.П. Чистяков.
Ему, как мастеру исторической живописи, очень понравился этюд. Он был от него в восторге и предложил Васнецову создать полноценную картину. Использовать в качестве героев богатырей из былин тоже была идея Чистякова.
Известно, что Васнецов начал свою работу над картиной в 1871 году, хотя задумка возникла намного раньше. В эскизе было видно сколько лошадей, богатырей и как они будут располагаться на полотне.
Холст размером 3 х 4,5 м переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру. Из Москвы в Киев, где Васнецов расписывал Владимирский собор, и обратно, летом — за город.
«Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…» — вспоминал сын живописца Алексей
История создания
Василий Васильевич Верещагин служил в действующей армии, в том числе и во время покорения Туркестана. Эти земли обильно политы кровью захватнических войн всех эпох. Не стало исключением и время службы Верещагина. Именно тогда зародилась «Туркестанская серия» художника, повествующая об этих краях, местном быте и тяжелой кровопролитной войне.
Есть две основные версии появления этого сюжета. Один отсылает к знаменитому завоевателю Тамерлану. По его приказу каждый воин принес по голове мужчины покоренного народа, и все это сложили в семь ужасающих пирамид. По другой – художника вдохновила легенда о правителе Кашгара Валихан-торе, который также воздвиг столь мрачное сооружение.
История создания
Работа над картиной, в общей сложности, продолжалась шесть лет. Воплощать идею на бумаге в виде эскизов Брюллов начал в 1827-м, а последний мазок на холст был нанесён в один из осенних дней 1833 года.
К созданию полотна мастер подошел основательно. Сначала он отправился в Италию, изучил исторические документы об извержении, посетил археологические раскопки Помпей, сделал несколько набросков.
Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII-XIX веков в Русском музее, сказал: «Художник, описывая свои впечатления [о Помпеях], завершил свою тираду словами: «Я задыхался!».
Большая картина воплощалась на мольберте художника в римской мастерской. Говорят, что автор настолько отдавался работе, что доводил себя до изнеможения, и его буквально выносили с рабочего места на руках.
Окончательный вариант Брюллов рискнул выставить в студии, и холст пришелся по душе пришедшей на просмотр публике. Готовый шедевр объездил пол-Европы: из Рима его перевезли на Миланскую выставку, оттуда – в Парижский салон, а затем – в Санкт-Петербург.