Найти в Дзене
Новый очаг

Как девушка с причудами стала знаменитым дипломатом и католической святой

Оглавление

Святую покровительницу Италии ценят, прежде всего, любители итальянского языка — как одну из его создательниц. Екатерина Сиенская также прославилась как дипломатка, добивавшаяся мира в Италии.

    Как девушка с причудами стала знаменитым дипломатом и католической святой
Как девушка с причудами стала знаменитым дипломатом и католической святой

Как жила святая покровительница Италии?

Содержание статьи

  1. Духовная наставница
  2. Девочка, которая всё принимала слишком близко к сердцу
  3. Девушка с видениями

Духовная наставница

К женщине — всего лишь женщине! — из Сиены приходило за духовным советом столько народу, что многих в католической церкви это смущало или даже возмущало. Речь ведь шла не о настоятельнице монастыря, изучившей все тонкости богословия — а об особе, которая только и рассказывала о своих чудесных видениях. Видения, конечно, с кем только не бывают, но поди их проверь — так что и рассказывать о них может всякий, кто только додумается.

Инквизитор Сиены Габриэле да Вольтерра, не выдержав всеобщих разговоров об откровениях и поучениях Екатерины, не поленился вместе с августинцем Джованни Тантуччи навестить женщину с видениями, чтобы вывести её на чистую воду как фантазёрку, невежу, лжеучительницу. Разговор, похожий то ли на экзамен, то ли на допрос, был долгим, и после него да Вольтерра отказался от всех своих постов и ушёл в монастырь во Флоренции. Имущество он тоже раздал, включая слишком дорогое постельное бельё.

Естественно, вскоре после этого Екатерину обвинили в ереси, читай — в создании собственной секты.

По этому поводу женщина из Сиены была вызвана на церковный суд во Флоренцию. Доминиканцы опрашивали её, расспрашивали и допрашивали, пытаясь отыскать следы её популярности в искажении христианского учения. И в конце концов… признали пригодной проповедовать. Впервые за долгие годы после того, как Святой Павел запретил женщинам говорить речи в церквях и собраниях.

   Рутилио Манетти. Святая Екатерина за работой
Рутилио Манетти. Святая Екатерина за работой

И эта победа была не единственной победой странной девы из Сиены. Позже историкам придётся перечислять многое. Была матерью итальянского языка, как стал его отцом Данте — Екатерина боролась за то, что на нём можно писать полноценные тексты и вести полноценные диспуты, - до того итальянский рассматривался как искажённая, изуродованная латынь, к которой образованному человеку стыдно обращаться.

Она проявляла себя не только как богослов и проповедница, но и как дипломатка, помощница и соратница папы Римского, у неё был общественный и политический вес — к которым она даже не стремилась. Трудно представить, как женщина незнатного происхождения могла достичь этого всего в Италии в Средние Века — даже если учесть, что церковь или, точнее, монастыри давали женщинам чуть ли не единственную возможность построить карьеру.

Девочка, которая всё принимала слишком близко к сердцу

Екатерина родилась в семье красильщика и дочери кузнеца. Потом именно на кузнеца будет долго оглядываться семья, пытаясь объяснить себе странности девочки: он тоже был немного не от мира сего, писал стихи (а зачем они кузнецу?). Дом Якопо и Лапы, родителей Екатерины, был полной чашей, и многочисленные их дети не знали нужды, плохой одежды, недоедания.

Само рождение Екатерины, как потом уже вспоминала мать, пытаясь понять, откуда ей такое дитя, было необычным. В 1347 году совпали Благовещение и Вербное воскресенье. В этот день Лапа родила двух девочек-близняшек; их назвали Джованной и Катериной. Джованна вскоре умерла. Оставшаяся, Екатерина, была резвой девочкой, подвижной и весёлой. Ничего “блаженного” в ней не наблюдалось. Когда в семь лет она объявила, что отдаст своё девство Христу, это сочли игрой.

Но в двенадцать, когда семья стала предлагать Екатерине жениха за женихом, девочка не просто заупрямилась: она отрезала свои прекрасные волосы, которые так нравились юношам, назвав их грешными. Это был как жест, копирующий монашеский постриг, так и осознанная попытка себя изуродовать.

   Екатерина Сиенская молится за спасение души Пальмерины.
Екатерина Сиенская молится за спасение души Пальмерины.

В наказание Катерину превратили в служанку. Словно Золушка, она делала по дому всю грязную работу, но переупрямить её родителям не получалось. Силу применять было бессмысленно: их Катерина сказала бы “нет” в церкви даже разбитыми в кровь губами. Но на этом её странности не заканчивались. Она начала уносить из дома одежду, чтобы отдать её некоему нищему — хорошую, добротную одежду, которую он, уж конечно, где-то пропивал. Когда же семья заперла все шкафы и комоды, Катерина, выйдя к нищему, сняла и отдала свою последнюю рубашку, оставшись абсолютно голой.

Что делать с этой блаженной, никто не знал. Но родители до последнего боролись, чтобы она стала “нормальной”. Отчего-то их страшило стремление дочери “похоронить себя в монастыре”, как выражались порой непочтительно в народе. Уже двадцатилетней в орден “кающихся сестёр” Катерина буквально сбежала. Нет, она не постриглась, наконец, в монахини. Она стала вести монашеский образ жизни, оставаясь мирянкой.

В обители её приняли в орден, но не разрешили остаться: в обители жили вдовы, а не молодые девушки. Следующие три года она прожила дома, отказываясь говорить со своими родными. Её голос слышали, только когда она молилась. “Сдвинулась окончательно,” должно быть, решила семья.

Девушка с видениями

Чем дальше, тем яростнее Катерина постилась и тем меньше спала. К концу жизни она научилась обходиться одними Святыми Дарами в качестве еды и получасом сна раз в двое суток. Быть может, с этим и связаны её знаменитые видения — отказ от полноценного сна серьёзно влияет на сознание. Впрочем, католики замечают, что галлюцинации от недосыпа приходят ко многим, а Христа видит всё же не каждый — и не каждый потом разговаривает о вере не хуже учёных богословов.

Впрочем, по официальному житию, видения начались у Катерины с шести лет — из-за чего она в семь лет и поклялась родителям отдать своё девство только Христу. В подростковом возрасте видения стали чаще; они сопровождались чем-то вроде припадков, обмороков, которые сильно пугали родных. После обрезания волос Катерина видела Святого Доминика с пылающей лилией в руке; во время одного из карнавалов (которые церковь не очень-то одобряла) от грешных звуков её отвлекло видение с Христом — и Христос обменялся с Катериной обручальными кольцами. В другой раз Христос заменил ей слабое сердце сильным, стойким, горящим.

   Св. Екатерина Сиенская
Св. Екатерина Сиенская

Во время видений Катерина испытывала экстаз такой силы, что ни одно земное удовольствие не могло с ним сравниться; позже поэтому заговорят об эпилепсии — некоторые эпилептики испытывают после приступов невыразимое блаженство. Не веря её припадкам, вдовы из ордена “кающихся сестёр” и священник пытались вывести её на чистую воду, втыкая в неё иглы или стараясь причинить боль другим образом. Но Катерина не приходила в себя, да и некоторое время после припадка не чувствовала боли. Скептикам не раз приходилось признавать, что она не притворялась.

Но одни видения не сделали бы Катерину знаменитой. Она ходила ухаживать за больными, а после смерти братьев и сестёр от чумы решила каждый день делать что-то полезное для людей, заботиться о тех, о ком больше некому позаботиться. Приходящих к ней в горе простых людей она утешала, приходящих поговорить о Боге — поражала ораторским талантом: итальянский в её устах становился так же красноречив, как учёная латынь.

Но особенно поражает участие Екатерины в политической жизни. Она ведь так и не сделала монастырскую карьеру, у неё не было влиятельных родственников, она не носила титулов. И всё же именно ей удалось письмами уговорить папу Римского вернуться в Ватикан, именно она ездила и проповедями прекращала в Италии битвы и вражду — и люди, в чьих городах ещё не настал мир, призывали её. Она участвовала в противостоянии с Антипапой, и за её политическую деятельность враждебно настроенная к папе Урбану толпа пыталась разорвать её на кусочки. Екатерину отбили, но она разразилась рыданиями: оказывается, ей помешали принять мученическую смерть, о которой она мечтала.

И всё же смерть она приняла вскоре. В возрасте смерти Христа Катерина отказалась принимать воду — хотя ещё пила немного вина при причастии. Вскоре крайний аскетизм привёл к тому, что она стала терять сознание уже без видений, страдала от конвульсий, а потом перестала чувствовать ноги. Видения возобновились, но теперь вокруг Екатерины стояли демоны, угрожающие ей или искушающие её.

Агония длилась восемь недель. Екатерина скончалась в воскресенье перед Вознесением. Скептики говорят, что это была смерть по её выбору — то есть, грешная смерть. Сторонники возражают: если видения были от болезни, то и к смерти её вела болезнь, и выбор сделала за неё болезнь. То есть — всё во велению Господа.