Нико Пиросмани. Бедный художник, с именем которого теперь неразрывно связана история о «миллионе алых роз». Каким он был?
О нем пишут разное. Кто-то считает его слабым человеком, не приспособленным к упорядоченной жизни, кто-то чудаком, а кто-то имеет большое желание подобрать ему диагноз. Но стоит ли человека, не похожего ни на кого, пытаться вместить в стандартные рамки?
Рано, в 8 лет, осиротевший грузинский мальчик воспитывался в зажиточной армянской семье, где его обучили грамоте, он мог писать и на грузинском, и на русском. Его рисунки показывали гостям. В семье Калантаровых, где он провел почти 15 лет, его любили. Но – мальчик оставался на положении полуслуги-полувоспитанника, и никто и не подумал обучать его живописи. Повзрослев, он в 27 лет покинул эту семью. Пытался выживать как мог: работал на железной дороге, потом перебивался случайными заработками, мечтая открыть свою художественную мастерскую, но заказчики к нему не спешили, и тогда, собрав все свои средства, он стал компаньоном в молочной лавке. Правда, все дела в ней он поручил давнему другу и компаньону Димитру, а сам продолжал рисовать. Свои картины он продавал за столь ничтожные суммы, что это даже не покрывало расходов на краску. Но это было не важно, главное – он рисовал.
Он рисовал, сколько себя помнил. Еще будучи совсем малышом, он помогал отцу в поле, а потом при первой возможности бежал домой, хватал огрызок карандаша и обрывок бумаги и изображал домашнюю утварь, животных, людей – все, что видел. Он уже тогда был художником, он им родился. И, повзрослев, он не мог не рисовать, в этом была его жизнь.
Он не имел образования, не знал анатомии, понятия не имел о перспективе. Он просто рисовал, как рисуют дети, не рукой, а сердцем.
И у него получались настоящие живые картинки: нежно и беззащитно глядящие поверх голов зрителей косули и олени, красота грузинского застолья, быт грузинского села, виноградные лозы, жираф с пронзительным взглядом, яркие живые портреты мужчин, женщин и детей.
В картинах Пиросмани мы найдём то, чего сегодня очень мало в мире или то, чего уже нет совсем. Вечную мудрость древних традиций. Глубокую душевность каждого момента и существа.
Пиросмани брался за любую работу.
Если мы не будем работать над низшим, то как сумеем сделать высшее?
– с достоинством говорил он о своем ремесле, и одинаково вдохновенно рисовал вывески и портреты, афиши и натюрморты, терпеливо выполняя волю заказчиков.
Мне говорят – нарисуй зайца. Я думаю, зачем тут заяц, но из уважения рисую.
Когда в Тбилиси, где жил Нико, приехал на гастроли французский театр «Бель Вю», в 1909 году, ему было 43 года. Имя Маргариты де Севр, 20-летней танцовщицы, исполняющей популярный в те времена танец кекуок, вряд ли вошло бы в историю, если бы не безумный и прекрасный поступок художника, увидевшего ее танцующей, блистательной в рассвете своей женственности и красоты. Пиросмани даже не досмотрел представление. Вышел.
В последующие дни Нико стал распродавать всё свое небольшое имущество. Он продал долю в своей лавочке, продал свои картины и даже вещи. Был, якобы, возбуждён сверх меры. Он воплощал в жизнь свой план, который созрел в его голове в тот первый вечер, когда он увидел танцовщицу.
Нико скупал в Тбилиси живые цветы, сохранял их в воде. Нанял арбы и погрузил цветы в повозки. По легенде было 9 повозок. И все эти цветы в одно утро оказались под окном Маргариты.
«Никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен… Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень… Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник... Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов – от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов», – так описал необычный дар художника Константин Паустовский в своей «Повести о жизни». Легенда эта жила в памяти горожан, и они спустя десятилетия охотно делились воспоминаниями о своем любимце Нико, дополняя их все новыми подробностями.
Последующие события рассказчики преподносят по-разному. Согласно версии, приведенной Паустовским, в то весеннее утро Маргарита, разбуженная смехом и восхищенными возгласами, доносящимися с улицы, выглянула в окно и обомлела. Она тут же сбежала вниз и замерла перед цветочным морем. Тут с другого конца душистого ковра к ней подошел человек с грустными глазами, и Маргарита все поняла. Она обняла его и поцеловала в знак благодарности. Но любовь бедного художника не нашла отклика в ее душе. Вскоре после этой единственной встречи Маргарита покинула Тифлис.
Любить – тоже талант. Любовь бескорыстна и щедра, даже если у нее нет будущего. Только вот способны на такую любовь лишь бесконечно талантливые души. О чем думал Нико, превращая все, что у него есть, в цветы, чтобы только один раз бросить их под ноги любимой? О взаимности? Нет. Просто он не мог, не умел иначе. Он хотел отдавать, а не брать.
Нико стал вести бродячую жизнь. Зарабатывал на хлеб, рисуя вывески для духанов. Выпивал. Вероятно, именно такую жизнь называют асоциальной…
Через 7 лет после встречи с Маргаритой картины Нико Пиросмани попались на глаза художнику и искусствоведу Кириллу Зданевичу. С большим трудом он разыскал автора гениальных картин, выполненных на клеёнке.
Зданевич попытался ввести Нико в общество художников-интеллигентов. Но из этого ничего хорошего не вышло. Нико был очень гордый, но нищий и без образования. Посыпались неминуемые насмешки от некоторых «умных» людей. Нико не выдержал и ушёл, спрятался в трущобах Тбилиси. Зданевич всё же успел выкупить многие работы художника. Скончался Нико в возрасте 56-ти лет от голода и тифа. Его нашли в заброшенном подвале и отвезли в больницу, но через полтора дня художник умер, не приходя в сознание.
Эта история получила продолжение 50 лет спустя. К тому времени имя Нико Пиросмани вновь появилось из небытия. Хотя его работы и вызывали ожесточенные споры, но о них заговорили. Самобытный талант художника получил признание, выставки его работ проводились по всему СССР и за границей. В 1959 году картины Пиросмани отправились в Париж, в Лувр.
Толпы любителей живописи стекались во дворец. Была среди них пожилая женщина, которая замерла перед картиной «Актриса Маргарита». Она все смотрела и смотрела, а потом наклонилась и поцеловала полотно. Это была Маргарита де Севр. Любимая женщина Нико Пиросмани посещала выставку каждый день – она подолгу стояла у своего портрета, и слезы текли по ее щекам…
А песня о любви и цветах для любимой, в которые Нико Пиросмани превратил все, что у него было, живёт уже более 30 лет. Известной ее сделала Алла Пугачёва, а сейчас ее знают и поют в разных уголках планеты. Во Вьетнаме мне сообщили, что это вьетнамская песня, и, если сказать знакомой пожилой женщине, что это не так, она обидится на полном серьезе.
Есть и корейский вариант, в Юго-Восточной Азии песня необычайно популярна и любима.
Не так давно я услышала «Миллион алых роз» в исполнении Юрия Чигирина. И снова эта история тронула сердце. Юрий исполнил эту песню совершенно по-новому, и она снова стала новой и удивительной историей о бескорыстной и красивой любви.
Песня живёт и звучит совершенно по-разному, но история эта жива, и к ней невозможно остаться равнодушным. И, когда я в очередной раз спрашиваю себя, а есть ли на свете любовь, я вспоминаю эту историю, и ответ один – да! Есть! Трудная, грустная, безответная, но – прекрасная. Она есть!
Автор: Наталья Кр
Источники:
- Миллион алых роз – Реальная история, ставшая сюжетом песни. (nespeshnyrazgovor.mirtesen.ru)
- Миллион алых роз – Реальная история, ставшая сюжетом песни. (olegmatveev.livejournal.com)