Ещё несколько эквадорских наблюдений.
Эквадорцы ооочень любят использовать в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы. Иногда становится приторно до безобразия, но в целом забавно. Это может дойти до степени: встретимся на уголочке домика после работушки через 2 часика чтобы пойти на концерт вместюшки 🤣
Здесь ходят в обуви по дому. Мы пытались придерживаться российских традиций на этот счёт, но они пока не приживаются. Накупили тапочек для себя и гостей, сейчас снова стараемся вернуться к привычке разуваться.
В местной версии испанского очень много слов родом из кичуа - языка местных индейцев. Например, chuchaqui - похмелье и спать changaditos, то есть переплетаясь ногами. Ещё karishina - дословно переводится как мужеподобная, но имеется ввиду не внешнее сходство, так говорят о барышнях, не обременяющих себя работой по дому и "женскими" делами. Наиболее используемое слово из кичуа, пожалуй, achachay - возглас, когда очень холодно, а холодно тут бывает довольно часто.
Такие уже все ласковые вокруг. Обычное дело в общении с друзьями и знакомыми (да и с незнакомцами тоже) эпитеты добрые. Привет, моя дорогая, красивая, любимая, нежная, сокровище моё и всё такое. Или вот ещё местная фишка - обращаться к людям "мой король" или "моя королева". 😁 Круто наблюдать как мужчины в семьях проявляют друг к другу нежность. Взрослые отец с сыном могут спокойно обниматься/целоваться в любой произвольный момент, а не только при встрече.
Пережитки колониального мышления очень сильно чувствуются порой и в речи и во взгляде на мир. Какое-то перманентное себя принижение. И это уже не про социальные классы, а именно взгляд снизу вверх, словно незримо всё ещё присутствуют роли крепостных и землевладельцев. Хотя, технически, феодальное прошлое давно упразднили. Но комплекс маленького человека прочно укоренился в сознании местных.
Отдельная тема - туалетная бумага. В большинстве общественных мест нет рулона бумаги в кабинке, он находится в зоне раковин в диспенсере. Сперва это казалось мне абсурдным, но потом мы взяли на себя роль организаторов в районном доме культуры. И после очередного исчезнувшего рулона, нам тоже пришлось установить диспенсер. Мелочь конечно, но всё равно неприятно. Бред какой-то - воровать туалетную бумагу.
У меня появилась новая странная привычка - не оставлять кружки и другие бьющиеся предметы близко к краю. Чтобы в случае небольших землятресений, которые здесь не редкость, ничего не упало и не разбилось. Пока я тут живу, потряхивало всего раза четыре и несильно, каждый раз ночью, так что я только успевала открыть глаза, сказать "О, трясёт" и дальше спать как ни в чём не бывало.
Тут все очень рано встают. Просыпаться в 4-5-6 утра это норма. С другой стороны, при световом дне с 6 до 6 круглый год это не лишено смысла. Деревенские ребята и вовсе привычные в 5 утра завтракать серьёзно - первое, второе и компот. Чтобы были силы для тяжёлой физической работы.
Музыка и танцы. Латиноамериканская музыка прекрасна. Однако, для меня это тёмный лес. Тут все легко различают на слух ритмы бачаты, кумбии, меренги, сальсы... Для каждого ритма есть свой танец, свои шаги и движения. На вечеринках всегда весело и очень много танцев. Хотя, заканчивается всё непременно реггетоном. Я не заморачиваюсь. Так и не разобралась во всех этих ритмах и танцую как хочу. Гринга, что с меня взять.
У апельсинов тут почему-то зеленая кожура. А то, что они называют лимонами - для нас лаймы.
Битые стёкла на заборах - это мой первый визуальный шок. Безопасность превыше всего и чтобы защититься от возможных грабителей кто-то огораживает дом колючей проволокой, кто-то высоким напряжением, а многие заливают забор сверху цементом и "декорируют" битыми бутылками - выглядит это ужасно. У нас дома нет таких радикальных мер, зато высажены розовые кусты и верхняя часть забора обмотана красивыми колючими розами всевозможных оттенков.
В Эквадоре много праздников. На этих выходных, например, будет карнавал - время обливать друг друга водой с головы до ног, особо весёлые ребята ещё посыпают других мукой или яйцами забрасывают. А в новый год традиционно мужчины переодеваются в женщин (в сексуальных вдов) и выходят на улицы города, чтобы тормозить проезжающие мимо автомобили и просить денег на похороны своего умершего мужа (прошедшего года). Выглядит это эпично.
Ну и напоследок немножко сплетен. На нашей улице живёт сеньора с довольно трагической историей. Она всю жизнь ухаживала за своей мамой и двумя братьями - с разной степенью шизофрении, а после их смерти признаки этой болезни проявились у неё самой. Она полностью сама разруливает все бытовые нужды, покупает себе еду и ухаживает за своими кошками и собаками, которых у неё штук 10. Она живёт в изоляции от людей и в целом неплохо справляется. Но иногда у нее случаются обострения, тогда она выходит на террасу своего дома и подолгу кричит:Продают наркотики! На этой улице продают наркотики!" А если по незнанию какая-то машина или незадачливый курьер на мотоцикле остановятся напротив её дома и проведут там чуть дольше, она тоже начинает кричать им разные вещи. В основном что-то о наркотиках, мафии, притонах и проститутках. В целом, если её послушать, складывается впечатление, что она живёт в каком-то ужасном месте, полном преступности и гангстеров. Хотя на деле район довольно спокойный и благополучный. Раньше она часто звонила в полицию из-за продажи здесь наркотиков, сперва они даже приезжали проверять, а потом перестали реагировать на её вызовы. Так что, если кому-то взбредёт в голову устроить на моей улице "дилерский центр", сложно придумать для этого лучшее место, проверять всё равно никто не станет. Сейчас я привыкла к подобному соседству и даже не замечаю как она иногда выходит покричать что-нибудь с крыши дома.
Такие дела. Если хотите познакомиться с первой частью моих эквадорских наблюдений, вот они - Человек ко всему привыкает.