Идеальный пиарщик. Кто он? Что собой представляет? Какими качествами обладает? Можно ли им стать?
Профессия PR-менеджера, по сути, воплощение «эффекта стюардессы». На первый взгляд, эту работу может выполнять любой человек, но на самом деле это далеко не так. Мастерство кроется в мелочах. Основная задача — создать максимально комфортную работу, которая дала бы как классный результат клиенту, так и новость, достойную Пулитцеровской премии, журналисту. В этой статье мы выделили основные, на наш взгляд, характеристики образцового работника в PR-сфере.
1. Стрессоустойчивость
Как говорится, это база. Если человек не умеет контролировать свои эмоции, часто психует — в общем, обладает низким уровнем эмоционального интеллекта, то он не сможет работать в этой профессии. Не секрет, что работа PR-менеджера часто подразумевает умение оперативно думать и действовать, когда все идет наперекосяк. Главное — не переборщить и не превратиться в отъявленного пофигиста, так как это обязательно скажется на качестве работы. Но и дергающийся глаз и мания контроля всего на свете — не самый лучший рецепт для карьеры в PR.
2. Бесконфликтность
Из предыдущего пункта плавно вытекает следующий. В работе пиарщика важно грамотно и деликатно реагировать на конфликты, искать компромиссы и предлагать все возможные способы решения критических ситуаций. PR всегда является центральным звеном в «паутине коммуникаций», то есть все каналы тем или иным образом ведут именно к пиарщику. Поэтому не стоит забывать, что испорченные отношения с клиентами, журналистами, партнерами и т. д. в конце концов обратятся против вас самих.
3. Ответственность
Конечно, не обойтись и без строгого соблюдения дедлайнов, навыков тайм-менеджемента, четкого выполнения задач и требований от клиента, так как от этого напрямую зависит имидж и репутация компании или бренда. Практика показывает, что иногда не так важно профессиональное образование в журналистике или рекламе, чтобы быть суперорганизованным и самодисциплинированным специалистом. Очень часто ответственные пиарщики получаются из аккаунт-менеджеров и даже из секретарей топ-менеджеров.
4. Коммуникабельность
Перейдем к профессиональным качествам. Как ни странно, PR-менеджер aka коммуникатор должен быть коммуникабельным :) Это основа основ. Пиарщику необходимо уметь правильно общаться, находить подход к разным людям: от журналиста (кстати, читайте нашу статью об ошибках в коммуникации с медиа) до разработчика сайтов. Для того чтобы получить полезные связи и знакомства, стоит посещать различные ивенты (тусовки, конференции, форумы, бизнес-встречи и т. д.), предварительно оформив календарь со всеми событиями. Главное — не стесняться, знакомиться, раздавать визитки, предлагать помощь и поддерживать контакты. С последним, правда, иногда бывает туго. К сожалению, в сфере PR часто можно встретить людей «слова», но не «дела»: после яркой и классной самопрезентации они бесследно пропадают. Помните, что коммуникабельность = действие.
5. Эрудированность и информированность
Как профессионал своего дела, PR-менеджер должен знать, что происходит в компании, отрасли, быть в курсе последних тенденций рынка в стране и в мире, а также следить за информационной повесткой. Показательно, что пиарщиками часто становятся журналисты и другие люди из медиарынка, которые, как правило, разносторонне развиты, начитанны и обладают широким кругозором. Никогда не переставайте развиваться: читайте новые книги, статьи, исследования, в частности по вашей теме, тренируйте насмотренность, общайтесь с умными людьми. Ниже составили небольшую подборку для вас.
Книги:
- С. Кузин, О. Ильин «Человек медийный. Технологии безупречного выступления в прессе, на радио и телевидении»
- С. Бернадский «Продающие тексты. Как превратить читателя в покупателя»
- Д. Кеннеди «Жесткий бренд-билдинг»
- Д. М. Скотт «Новые правила маркетинга и PR»
Фильмы и сериалы:
- «Плутовство» (1997)
- «День радио» (2008)
- «Карточный домик» (2013–2018)
- «Здесь курят» (2005)
- «99 франков» (2007)
6. Инициативность + оптимизм
Без сомнений, проявление инициативности в PR-сфере только приветствуется. Не бойтесь предлагать клиенту альтернативные решения задач из договора, если вы уверены в их непрактичности и можете предложить то, что действительно сработает. Однако, если взглянуть на это качество более реалистично, огромный поток идей и предложений не всегда дает свои плоды, из-за чего руки могут просто опуститься. Здесь важно не отчаиваться и не терять позитивный настрой, потому что последний шанс — будь то получение комментария для СМИ, знакомство с топ-блогером, интеграция с популярным брендом — может выпасть совершенно случайно. Тем не менее не забывайте сверяться с KPI и с основными обязанностями, прописанными в договоре. Бурная инициативность все же не снимает ответственности.
7. Нестандартное, смелое решение проблем
Креативный и творческий подход, конечно, здорово, но в должности пиарщика прокатить может не всегда, поэтому здесь главное — не переборщить. Подходите к работе не с точки зрения «должен», смотрите на проект шире и под неожиданным углом. К примеру, придумывая концепцию мероприятия для клиента, не уходите в банальности и не стесняйтесь предлагать неожиданные и даже странные решения. Иногда подобные предложения могут выстрелить и навести нужную шумиху.
А теперь немного сторителлинга. Был случай, когда на уличной съемке интервью с одной популярной журналисткой внезапно пошел дождь, и конечно, никто не был к нему готов. Звезда начала вести себя крайне неадекватно: кричала и ругалась на ивент-менеджеров, обвиняла их в халатности, требовала найти навес. Одна сообразительная ассистентка PR-менеджера быстро, а главное, смело решила проблему: она просто купила зонт у случайного прохожего и принесла его журналистке. В итоге все счастливы и довольны.
Многозадачность, настойчивость, умение писать хорошие тексты, грамотность, чувство юмора... дополнять список качеств идеального пиарщика можно бесконечно. Что бы вы добавили в нашу характеристику? Ждем ответы в комментариях :)
LED PR — делаем ярко, мыслим свежо!