Расследование дела о крушении самолета Су-30СМ в Иркутске 23 октября, в результате которого пилоты Су-30СМ потеряли сознание во время полета и оба погибли, продолжается. История знает еще один уникальный случай, произошедший 36 лет назад: грузовой Ан-12 летел более трех часов на высоте семь тысяч метров, а экипаж был совершенно непревзойденным. В результате отказа аварийного люка кабина пилота стала герметичной, и пилоты, техники и второй пилот отключились из-за нехватки кислорода. Через несколько часов он бы израсходовал все топливо и упал бы на землю или врезался в другой самолет. Однако по счастливой случайности пилот проснулся...
Спустя 36 лет нам удалось найти участника этих событий - уфимского диспетчера, который помог благополучно посадить Ан-12 без повреждений. Сегодня Иван Ильин Андреев является наставником молодых диспетчеров, и в возрасте 69 лет он все еще работает в Башкирском центре управления воздушным движением. Однако в 1986 г. События 22 февраля сейчас вспоминаются.
Четверть часа на полет
Тысяча девятьсот восемьдесят шестой Февраль 21 Грузовой самолет Ан-12 (принадлежит Министерству обороны СССР) совершил посадку на аэродроме Челябинск. Это был промежуточный пункт рейса из Иркутска в Памаск. Летный экипаж - командир корабля, второй пилот, второй пилот и техник. Кроме того, офицер военно-технической службы, сопровождавший определенный груз на борту. Он провел ночь в Челябинске, а утром 22 февраля команда прибыла к месту сбора. Желание мужчин было одним: вернуться домой на свой праздник.
Но диспетчер был разочарован: "О, ребята, сегодня вам не разрешат взлететь". Экипаж готовился к возвращению в отель, когда они прилетели: им предоставили воздушный коридор, и у них было полчаса, чтобы покинуть аэродром и улететь. Если они этого не сделают, они останутся на все праздники.
Это старый, давний самолет Ан-12. Он стоит в разобранном виде в аэропорту Черемшанка. Самолет-призрак Мэри Ленк выглядел точно так же
Навигатор опоздал уточнить информацию. Поэтому они выехали на рулежную дорожку, когда Ан-12 уже выехал на взлетно-посадочную полосу. Забравшись внутрь через нижний аварийный люк, штурман не обратил внимания на то, что часть уплотнительной резины отошла и люк плохо закрывался. И дальше-вовремя:
- 09 часов 19 минут.: самолет взлетел и начал заходить на посадку в своего рода самселон;
- 09 часов 37 минут.: экипаж сообщил, что высота достигает 6100 метров, "Штиглиц" летел;
- 09 часов 39 минут. после неоднократных запросов диспетчера экипаж Ан-12 неоднократно сообщал, что он находится на высоте 7800 метров.
В то время самолет все еще находился в зоне ответственности Челябинска. Диспетчеру пришлось обратить внимание на такой большой перепад высот. Хотя он все еще не мог повлиять на ситуацию.
Что испытала команда в то время? Представьте, что альпинисты поднимаются на 5-6 тысяч километров за несколько дней. измеряйте высоту с перерывами, чтобы организм адаптировался к редкой погоде. Здесь все происходит за считанные минуты. На высоте 4000 метров пилоты сначала почувствовали сильное головокружение из-за гипоксии. На высоте 5000 метров показания приборов воспринимались по-разному. Галлюцинации, возбуждение, затем апатия. И глубокая слабость из-за критической нехватки кислорода.
Этот полностью закрытый аварийный люк стал причиной осушения. Ситуация усугублялась тем, что под левым сиденьем пилота лопнула труба гидросистемы, и, помимо гипоксии, экипаж отравился паром от гидравлической смеси.
Диспетчер Валерий Протовский был первым, кто заметил самолет-призрак в своем локаторе. Фото: историко-информационный портал "Российская авиация"
Общаться в чате без общения
Все воздушное пространство разделено на зоны. В данном случае челябинскому диспетчеру пришлось поступить так (по его собственным словам): "Уфа, прием, слышишь? Сохраните самолет Ан-12, позывной такой, подтвердите, принят или нет? Ты уверен в этом? Отлично, теперь ты отвечаешь за него".
Но этого не произошло. Челябинский диспетчер не позаботился о том, чтобы угонщик принял у него самолет, поэтому он просто потерял самолет. Получается, что 1 час.13 минут. (официальные данные расследования) Ан-12 летел вне чьего-либо контроля.
И только в 11 ч. 03 мин. диспетчер УФО Валерий Протовский обнаружил неопознанный летающий объект на экране слежения. По изменяющимся траекториям что-то перемещалось в пределах его зоны ответственности. Это что? Кто он такой? Спросил людей, граничащих с соседними зонами: кто из вас что потерял? Никакой информации. Связался с кораблями, которые находились в районе НЛО, так что стало ясно, что это был самолет. Несмотря на все неприятности, все близлежащие транзитные самолеты получили приказ изменить курс.
11 часов 13 минут. тишина эфира была прервана сигналом. Диспетчеры услышали бессвязное, неуверенное бормотание, далекий голос пытался кому-то дозвониться. Расшифровывать радиопереговоры (3-4-3 позывные самолета):
Экипаж: "Питание, питание, ответ, питание, питание 3-4-3...»
Диспетчер: "Бортэ, что хотела 3-4-3?»
Е.: "3-4-3, у экипажа катастрофа. Парите на аэродроме...»
Д.: "3-4-3, где ты?»
Е."3-4-3, я потерял ориентацию...»
Д: "3-4-3, что у вас на борту?»
"Катастрофа, весь экипаж без сознания...»
Д.: "3-4-3, я тебя понял, тип самолета, 3-4-3?»
"Ан-12...»
С земли он настойчиво повторяет команды, чтобы они доходили до сознания пилота: они указывают ему необходимую высоту и курс. Всем оставшимся самолетам было приказано соблюдать режим радиомолчания.
Иван Андреев с Земли в 1986 году посоветовал экипажу, что делать. Фотография. Фото: Архив И. И. Андреева
Отдельно от всех посторонних
Иван Ильич Андреев вспоминает:
- Исключительные случаи редко встречаются в нашей работе, и это настолько экстремально... Он первый в мировой истории. Услышав сигнал о помощи, я отключился от всех посторонних. Страх появился позже, когда самолет уже приземлился: "Что бы случилось, если бы это было..."Мне тогда было 33 года, я только что стал диспетчером воздушного судна на аэродроме. Один из моих диспетчеров попросил обед, пришлось его поменять. И тут я услышал голос в эфире. Сразу наступила тишина, все ребята в моей команде повернулись ко мне с глупым вопросом: "Сможешь ли ты это сделать?»
И началась борьба за самолет, за жизни людей на борту. Это длилось 61 минуту - столько времени длилась радиопередача. Задачей Андреева была посадка самолета, который летел на автопилоте для более чем 7 тыс. человек. метров в высоту. Сначала нужно было выяснить, что происходит в небе, сообщить четкие приказы о посадке и в то же время успокоить экипаж.
Сражался на автопилоте
Самолет не выходил из-под контроля, им управлял автопилот, настроенный на радиолокационную точку УФЫ. Когда самолет по инерции проходил эту точку, автопилот поворачивал его и возвращал обратно. Таким образом, Ан-12 записал в небо восьмерку. Результат был бы трагичным. Или самолет мог бы выработать все топливо за несколько часов, а затем упасть. Или, что еще ужаснее, мог столкнуться с другим самолетом.
Один из членов экипажа проснулся. Мы не нашли его имени, сам Андреев называет его капитан Провак - возможно, это фамилия, так он назвал себя в радиоинтервью на вопрос: "Кто говорит?" - "Провак говорит". (Это второй пилот.) Сознание, непревзойденная гипоксия, непревзойденная речь, потеря ориентации - первая мысль: куда он летит? Почти полное расставание с друзьями. Не сразу, но понял, что необходимо установить связь с Землей. Он звонил на всех частотах. Наконец ответил ему.
- Это был коренастый высокий парень с сильными руками, - вспоминает Иван Андреев. - Он должен был взять управление на себя, на автопилоте. Для этого потребовалось 60 килограммов груза. Представьте, сколько усилий это стоило в его состоянии. Он снизил высоту до 2400, до 1800 метров, а затем уставшие руки опустили штурвал - и автопилот снова и снова выводил корабль на заданную высоту 6000 метров. Это было похоже на пробку, вылетающую из бутылки. Было необходимо отключить автопилот, но экипаж не сделал этого до тех пор, пока не пришел в сознание на уже небольшой высоте. Почему транспортир не выключился раньше? У меня нет ответа.
Сегодня Иван Ильич Андреев обучает молодых диспетчеров. Фото: историко-информационный портал "Российская авиация"
"Должен ли я застрелить его?»
Экипаж: "Что происходит, я не понимаю. Тебе придется упасть?»
Д.: "Спокойно, спокойно, мы едем в Уфу, сейчас все будет хорошо, они герметичные, сознание немного помутилось из-за недостатка кислорода".
Е."Командир, не вмешивайся в управление... командир, отпусти... что ты сейчас делаешь?.. (сильное выражение). Что мне делать, стрелять в это, ребята?»