Не бывает театра без Мольера. Великий драматург и актёр стал родоначальником почти всех современных театральных жанров, прежде всего, комедии. 17 февраля исполняется 350 лет со дня смерти Жана-Батиста Поклена, вошедшего в историю театра под псевдонимом Мольер.
В юности он не снискал славы придворного обойщика, как отец, и не пошёл по стезе юриста после престижного Клермонского коллежа. Молодого Поклена влекло актёрское ремесло так мощно, как это бывает, когда призвание приходит свыше и становится путеводной звездой.
Подобной дорогой шёл к своей звезде и основатель Театра на Юго-Западе Валерий Романович Белякович. Как и Мольер, режиссёр взращивал своё особенное искусство на «корневой системе» театра, с ребячьей радостью используя его фарсовое, балаганное начало в кипящих энергией, опрокидывающих сознание постановках.
К Мольеру режиссёр подбирался долго и вдумчиво, понимая, что перед такой вершиной мало «снять шляпу», нужно оказаться достойным её горнего сияния.
31 мая 1980 года состоялся первый прогон спектакля «Мольер», которому была суждена долгая четвертьвековая жизнь и вечный аншлаг. Сам Валерий Белякович называл эту работу программной для театра, сопоставляя её с другими спектаклями и понимая, что именно из жизни и творчества великого комедианта произрастает кредо Театра на Юго-Западе: «Ищем в смешном трагичное, а в трагичном смешное». И разве не от одного яблока вкусили греховную сладость лицедейства актёры театров Мольера и труппа основателей Юго-Запада? И те и другие пришли на сцену из народа, постигали актёрское дело непосредственно в постановочном процессе и постепенно полностью отдавались чарам неожиданного ремесла.
Спектакль возник из двух произведений Михаила Булгакова: пьесы «Кабала святош» («Мольер») и романа «Жизнеописание господина де Мольера». Главную роль «в смену» исполняли Виктор Авилов и Валерий Белякович. Каждый из них играл не только «короля комедии», но и свою судьбу, и судьбу театра. Мистические пересечния с сюжетом не замедлили сказаться. Лежащий в основе фабулы пьесы конфликт художника и власти, разразился в 1982 году, после выхода опальных, абсурдистских «Носорогов» (Э.Ионеско). Тогда театр чуть было не постигла участь «Пале-Рояля» Мольера, который из-за интриг Кабалы впал в королевскую немилость, а его театр стоял на грани исчезновения. Также как и герой «Кабалы святош», Валерий Белякович стучался в неотзывчивые души властьимущих, умоляя о спасении сцены, доверившихся ему актёров и зрителей, о возможности творческой воли и самовыражения.
И также, как актёры труппы Мольера, растерянно стоящие у внезапно покинувшего их и мир учителя, бродили опустошëнные, беззащитные и ослепшие от горя артисты «Юго-Запада» по родному театру после несправедливо скорого и нежданного ухода Мастера в 2016 году.
Задолго до этого трагического события, когда все ещё были молоды и беззаботны, любовь к Мольеру приросла большими приключением. Олимпийским летом 1980 года молодая труппа во главе с неугомонным Беляковичем отправилась на бродяжьи гастроли в Крым, прихватив с собой уморительный фарс Мольера «Лекарь поневоле» – настоящую «площадную» и народную историю с тычками, падениями, шутливыми драками и обличением невежественных целителей. Сцену актёры «разворачивали» в людных местах: в парках, на пляже, в пионерских и военных лагерях, на городских площадях и даже в Крымской обсерватории. Играли бесплатно, хотя, по признанию режиссёра, было желание собирать хотя бы по 50 копеек со зрителей, но природная застенчивость и привычка играть даром взяли верх.
В 1996 году Валерий Белякович вновь обратился к творчеству французского гения, выпустив спектакль «Страсти по Мольеру», который «прожил» в репертуаре театра 5 лет.
Те, кто представляются смешными и нелепыми, на самом деле переживают личную внутреннюю трагедию – так воспринимались знаменитые герои мольеровских комедий в «юго-западной» трактовке.
Режиссёр обратил внимание зрителей на то, что в комедийных персонажах драматург 17 века впервые вывел на сцену «лишних людей». По-настоящему эта тема завладела общественным сознанием лишь два века спустя. Герои Беляковича – скупец Гарпагон в исполнении Вячеслава Гришечкина и пытающийся прорваться наверх из своего низкого сословия мещанин Журден Сергея Беляковича вынуждены через насмешки и издевательства окружающих пробиваться к самим себе и торить свой собственный путь.
Одним из первых спектаклей осиротевшего в декабре 2016 театра стала восстановленная режиссёром и учеником Мастера Олегом Леушиным «Кабала святош» (2018). Автор новой постановки постарался облечь её не только в традиционную «юго-западную» оболочку, используя впечатляющие световые решения, интересные пластические этюды, оригинальное музыкальное оформление, но и сохранить первоначальный смысл произведения «по Беляковичу» с его волнующими параллелями к судьбе художника и его детища.
Главную роль снова играют два исполнителя: Олег Леушин и Сергей Бородинов. Сменив на посту худрука Мастера и предчувствуя будущие «поединки» со всевозможными «кабинетными структурами», Олег Леушин вкладывает в своего Мольера всё то, что сам чувствует в наступившей реальности: ручательство за тех, кто рядом с ним, за созданный учителем театр, за поверивших в него зрителей. Сергей Бородинов в построении роли опирается на момент «чуда творчества», которое ведёт комедианта-самоучку к познанию своего гения и страстной ответственности за данный Богом дар и предначертанный путь открывателя новых сценических истин.
Первую труппу из 10 актёров юный Мольер назвал «Блистательный театр», предвосхитив этим эпитетом всё своё творчество, все новшества и достижения на театральном поприще. Валерий Белякович с таким же десятком талантливых, но ещё не знающих об этом последователей, назвал свою мечту – Театр на Юго-Западе. Этот маленький огонёк в руках Мельпомены вспыхнул на столичной окраине большой звездой почти 50 лет тому назад и стал жить уверенно, динамично и честно, согласно глубинным заветам классиков драматургии. Среди первых и самых влиятельных – блистательный Мольер.
Ждем вас на спектаклях Театра на Юго-Западе!