Найти тему
МК в Питере

«Их удивили девушки с кувалдами»: как петербургские спасатели разгребали завалы в турецком Адыямане

    Благодарить спасателей начали еще в самолете. Фото: ПСО «Экстремум»
Благодарить спасателей начали еще в самолете. Фото: ПСО «Экстремум»

Петербургские спасатели из ПСО «Экстремум» наконец вернулись домой из Турции. Добровольцы провели там около недели, помогая местным жителям разгребать завалы, оставшиеся после чудовищного землетрясения. Что членам отряда пришлось увидеть своими глазами, рассказала в беседе с «МК в Питере» спасатель «Экстремума» Александра Шипилова.

Случившаяся 6 февраля катастрофа потрясла весь мир. По последним данным, она унесла жизни более 36 тысяч человек. Большинство из них погибли под завалами зданий, обрушившихся от подземных толчков.

Уже в первую ночь после землетрясения петербургские спасатели отправились на помощь. По словам Шипиловой, отряд тут же понял, что может быть полезен – специалисты регулярно проводили тренировки именно с моделированием обвала зданий. Благодарить их начали уже в самолете – первыми признательность отряду выразили стюардессы.

«Чем ближе мы были к месту, тем больше нас благодарили и мы чувствовали мощную поддержку. Нам были все рады, и все помогали, все спасатели были едины. Такое сплочение помогало нам стойко выдерживать тяжелые условия работы», – поделилась спасательница.

По прибытию в Адыяман отряд разбил лагерь, вышел на разведку, а затем приступил к упорной работе. Труд был крайне тяжелым: завалы разбирали вручную несмотря на то, что техники было достаточно.

«Интересной была реакция местных жителей, международных спасателей на то, что у нас девушки работают кувалдами, ломом, разбирают завалы и выбрасывают куски бетона. Удивление их в глазах присутствовало. Мы были единственной командой, в которой столько женщин – более 10 на 33 человека», – вспоминает наша собеседница.

Спасатели все еще приходят в себя после работ: у многих начались хрипы из-за обилия пыли – ее было настолько много, что не помогали и респираторы. Разгребать завалы волонтерам приходилось с утра до глубокой ночи.

«Каждый раз надеялись, что мы найдем родственников тех людей, которые стоят рядом. Все ждут до последнего. Очень жалко людей, которые потеряли все. Побывав там, начинаешь понимать – счастье, что твои родные живы и что у тебя есть дом, чем покормить своих детей. Люди там живут в полной неизвестности», – рассказала спасательница.

По ее словам, в первые дни в аэропорту Адыямана было много людей, пытавшихся улететь из разрушенного города. Но те, кто остались, были обеспечены едой, водой и пледами. Петербуржцев поразило то, как была организована гуманитарная помощь. Чаще всего на помощь пострадавшим приходили волонтерские организации – как государственные, так и частные.

«Мы ходили в разведку по району и по дороге были накормлены вкусной чорбой, это такой традиционный турецкий суп. Я поинтересовалась, кто это затеял. Выяснилось, что этот человек приехал из черноморского региона, когда все произошло, разбил полевую кухню и кормит всех», – отметила Шипилова.

На завалах работало немало таких добровольцев. Порой они обращались за консультацией к спасателям – например, натыкаясь на заблокированное тело или услышав отклик живого человека.

«К нам часто обращались за квалифицированной помощью, просили подсказать как провести деблокировку или просмотреть завал камерой или собаками. То есть кроме объектов, на которых мы сами работали, мы еще оказывали помощь и другим командам, в том числе и профессиональным, а не только добровольцам», – подчеркнула спасательница.

Она добавила, что отряд получал неоценимую поддержку от местного населения. Волонтерам приносили еду и воду, а полицейские в первую же ночь обеспечили их бензином. Изначально отряд был готов работать автономно, поэтому запасов еды ему хватало. Оставшиеся продукты – консервы, крупы, макароны, сахар и печенье – спасатели отдали пострадавшим.

Искать выживших помогали не только сами спасатели, но и их верные напарники. Ранее «МК в Питере» рассказывал, как на завалах трудились поисковые собаки.

Авторы: Софья Калиниченко,Дана Турта