Рене Магритт (1898-1967) — один из самых известных и необычных художников XXвека. Его картины увидеть вместе в большом количестве практически невозможно. Но к счастью сейчас в Москве проходит демонстрация жикле его картин. Жикле – это высочайшего качества изображения, полученные современными техническими средствами. Да, это копии, но они настолько точно воспроизводят как размер картин, так и их мельчайшие детали, что это, по сути, единственная возможность увидеть много картин этого художника вместе.
Я давно являюсь поклонником этого художника, даже видел несколько его работ «вживую», но не так уж много как бы мне этого хотелось, к сожалению. Поэтому я с радостью воспользовался возможностью посмотреть на работы этого мастера и посетил выставку, которая находится по адресу:
Москва, Нижний Сусальный переулок, дом 5, строение 10
Бизнес-квартал «АРМА» возле метро «Курская» (можно за 15 минут добраться от метро пешком, а на транспорте еще быстрее, разумеется).
График работы выставки - до 19 марта.
Будни: 12:00 - 21:00
Выходные: 11:00 - 20:00
Телефон: +7 (916) 850-46-20
О части увиденных на выставке картин Магритта я уже рассказывал в предыдущих публикациях (их можно найти по ссылкам под этой статьей). Сегодня я хочу продолжить этот рассказ.
Итак, новые картины знаменитого и незаурядного художника.
Начну я с картины «Перспектива: Мадам Рекамье Давида». 1950 г.
Чтобы понять работу Магритта предлагаю посмотреть на саму картину Жака-Луи Давида «Портрет Мадам Рекамье», фото которой я сделал в свое время в Лувре.
Что же касается данной картины Магритта, то в конце 1940-х и начале 1950-х годов художник создал целую серию «перспективных» картин, основанных на известных работах французских художников Франсуа Жерара, Жака-Луи Давида и Эдуарда Мане, в которых он поместил гробы вместо первоначальных фигур на оригинальных картинах.
Композиция данной работы почти идентична знаменитому портрету мадам Рекамье Давида в Лувре, за исключением того, что соблазнительную молодую женщину заменил гроб, а ниспадающее платье - единственный след ее прежнего существования. Выполненное в тщательно проработанном стиле Магритта, это непочтительное исполнение неоклассического шедевра пронизано едким остроумием.
Вот эта картина Магритта в реале. Сфотографировал я ее в Канаде в Национальной галерее. Было это уже давно, когда таки поездки были еще вполне возможны.
В этой работе Магритт использовал свой излюбленный прием: неожиданные сопоставление предметов и персонажей во вполне обыденной обстановке.
Первое слово в названии картины не случайно – эта работа как и все в этой серии начинается со слова «perspective», что с французского переводится как «перспектива» или «вид на будущее» — речь идет о судьбе, ожидающей нас всех.
Художник воспроизводит неоклассические цвета и детализацию мазков оригинала, а также копирует интерьер, окружавший светскую львицу и хозяйку некогда популярного в Париже салона. Единственное отличие — на месте молодой женщины появился гроб, который, тем не менее, «восседает» на кушетке горделиво и чуть откинувшись назад - точно так, как это делала сама мадам Рекамье, позируя Давиду. Драпированная ткань, накинутая на софу, имитирует складки платья героини портрета Давида, а позолоченные детали гроба парадоксальным образом свидетельствуют о ее статусе.
Как говорится Memento mori – буквально «Вспомни о том, что будешь умирать». Кстати, в Древнем Риме эта фраза произносилась во время триумфального шествия римских полководцев, возвращающихся с победой. За спиной военачальника ставили раба, который был обязан периодически напоминать триумфатору, что, несмотря на свою славу, тот остаётся смертным. Возможно, настоящая фраза звучала как: Respice post te! Hominem te memento! («Обернись! Помни, что ты — человек!») (глава 33 «Апологетики» Тертуллиана).
В общем, думай о том, куда попадет твоя душа после смерти, потому что тело временно, а душа вечна…
Картина «Пропавший (заблудившийся) жокей». 1948 г.
Магритт впервые обратился к сюжету «Пропавшего жокея» в 1926 году, и картина вошла в его первую персональную выставку в Брюсселе. Один из очень немногих сюрреалистов в Бельгии в середине 1920-х годов, Магритт быстро зарекомендовал себя как определяющий игрок в этой живописи, создав фигуративную эстетику, которая была одновременно иррациональной и психологически острой. Переехав в Париж, Магритт быстро вошёл в ближайшее окружение сюрреалиста Андре Бретона. Магритт дал французским сюрреалистам столько же, сколько и узнал от них, одновременно осваивая принципы кубизма и футуризма, которые определили динамизм и геометрию настоящей работы.
Магритт повторял этот мотив много раз на протяжении своей долгой карьеры, и настоящая работа является одной из последних законченных в этой серии.
«Потерянный жокей» представляет собой сопоставление противоположностей - парадокс сокрытия и раскрытия, контраст между головокружительной скоростью и неподвижной левитацией, наложение внутренней и внешней обстановки. Часто именно в этих семантических парадоксах и скрывался секрет успеха работ Магритта. Выбор названия усиливает эффект парадокса, заставляя зрителей задуматься, как жокей, который редко покидает свою круговую дорожку, вообще мог заблудиться.
Картина «Вариация печали». 1957 г.
Хочу написать свои предположения насчёт смысла картины, поскольку трактовку самого Магритта я так нигде и не нашел.
Вариантов тут несколько.
1. Возможно, художник хотел показать тот факт, что из двух одинаковых яиц, курица выбрала именно яйцо в подставке. Мысль заключалась в том, что внешне они схожи, но один из них в красивой обёртке.
2. Или же в картине другой смысл - если судить по тому, что яйца по сути являются детьми курицы, то одного ребенка в семье любят больше и проявляют к нему свою симпатию, в отличие от яйца без такой красивой обложки. Второй вариант звучит гораздо логичнее, поскольку нелюбовь чуть ли не самыми близкими к тебе людьми ужасает и печалит одновременно.
Не знаю, может сам автор произведения закладывал более глубокий смысл, чем я тут пытаюсь описать, но почему бы не поделиться своими впечатлениями о картине?
3. И еще вариант. Курица просто смотрит на будущее дитя, которое скоро съедят, судя по подставке. У курицы есть ещё яйцо, однако она обеспокоена именно ребёнком с трагичной судьбой и опечалена, что никак не может помочь ему и спасти своё дитя.
4. Ну и последнее размышление. Вместо того, чтобы высиживать новое яйцо и помочь вылупиться живому цыпленку, курица продолжает убиваться над уже вареным яйцом. Возможно, этим художник хотел показать, что мы слишком часто оборачиваемся на прошлое, которое не можем исправить, вместо того, чтобы работать над настоящим и превратить его в светлое будущее.
Вот такие мысли вызвала эта картина. Впрочем, Магритт считал себя не художником, а думающим человеком, который передает свои мысли через картины. Фактически так оно и было, наверное, поэтому его работы так интересны и привлекают внимание уже много лет после смерти художника.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и обязательно будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылка на мои предыдущие публикации о незаурядном творчестве Рене Магритта: