1,4K подписчиков

Кент Рокуэлл.

301 прочитал
Рокуэлл Кент родился в 1882 году в городе Тарритаун, штат Нью-Йорк.

Рокуэлл Кент родился в 1882 году в городе Тарритаун, штат Нью-Йорк. Получил архитектурное образование в Колумбийском университете, возможно, отчасти из-за этого в его работах явно видно стремление к некой геометризации, монументальности, сбалансированности композиции, локализации цветов, избеганию чрезмерной живописности. Он обучался живописи у известнейшего на то время преподавателя живописи в США – Уильяма Чейза, одного из основоположников американского импрессионизма. А кроме того, учился в студии Роберта Генри, который был, наоборот, ярким представителем реализма в Америке. Также интересно упомянуть, что Роберт Генри был основоположником школы так называемых «Мусорных вёдер» (такое название им дали в газетах), по-другому – «Ашканской школы». Это название объясняется тем, что в те времена (конец XIX века) фототехника всё ещё не могла быть мобильным средством оперативного отображения происшествий в городе, поэтому газеты и полиция нанимали художников для этих целей. К ним и относился Роберт Генри. Эти художники рисовали грязные городские переулки, местную бедноту, куртизанок и местных силачей. Роберт придумал собрать подобных себе художников и превратить эту особенность своего творчества в художественное направление – «Школу мусорных вёдер».
Итак, мы видим, что и импрессионизм, и реализм оказали влияние на творчество Кента Рокуэлла. И это легко проследить в картинах художника. Ранние работы Кента были, по преимуществу, пейзажами; он очень любил их писать и много путешествовал, особенно его привлекали горы и суровые нордические пейзажи. Он побывал и на Ньюфаундленде, и на Огненной земле, и на Аляске, и на Лисьем острове, после чего создал серию гравюр и написал свою первую книгу «В диких краях». Как говорил сам художник, его главным желанием было не привить людям любовь к искусству, а показать красоту мира, которая несравненно прекраснее любого человеческого произведения. Его картины лишь мутное окно в мир вечной красоты.

Рокуэлл Кент родился в 1882 году в городе Тарритаун, штат Нью-Йорк.-2
Рокуэлл Кент родился в 1882 году в городе Тарритаун, штат Нью-Йорк.-3
Рокуэлл Кент родился в 1882 году в городе Тарритаун, штат Нью-Йорк.-4

В конце 1920-х Рокуэлл дебютировал как книжный иллюстратор. Издательская компания «RR Donnelley» пригласила Кента проиллюстрировать одну из их книг. Художник выбрал «Моби Дика» Германа Мелвилла, роман, некоторое время пребывавший в забвении, но незадолго до того заново открытый критиками. Книга с иллюстрациями Кента вышла в 1930 году. Иллюстрации к «Моби Дику», на мой взгляд, являются одними из лучших примеров того, как вообще должна выглядеть книжная иллюстрация. Удивительно было обнаружить, что художник-живописец с архитектурным образованием, рисующий монументальные картины, легко справился с ограниченным книжным пространством. Его контрастные чёрно-белые гравюры идеально вписались в тело книги. Работа с чёрным и белым пространством в этих работах доведена до совершенства, в картинках нет абсолютно ничего лишнего. Иллюстрации не живут отдельно от книги и текста, а являются неотъемлемой частью книжного организма. При этом размах, пространство и монументальность художника никуда не ушли. Вы можете убедиться в этом сами.

Рокуэлл Кент родился в 1882 году в городе Тарритаун, штат Нью-Йорк.-5
Рокуэлл Кент родился в 1882 году в городе Тарритаун, штат Нью-Йорк.-6
Рокуэлл Кент родился в 1882 году в городе Тарритаун, штат Нью-Йорк.-7
Рокуэлл Кент родился в 1882 году в городе Тарритаун, штат Нью-Йорк.-8
Рокуэлл Кент родился в 1882 году в городе Тарритаун, штат Нью-Йорк.-9

Кроме изображения природы, Кент любил рисовать простых рабочих людей. Он видел некоторую красоту в тех людях, которые живут наедине с суровой природой и день ото дня «сражаются» с ней, переносят тяготы жизни и зарабатывают своё право на существование, при этом не переставая радоваться и наслаждаться окружающим их миром. Подобные взгляды и восхищение человеком труда не могло не сказаться на его политических взглядах. Кент Рокуэлл был социалистом и даже активистом социалистического движения в Америке. Это сказалось на его карьере в Соединённых Штатах. В середине XX столетия Кент был забыт у себя на родине как художник, его работы не выставлялись, заказы отменялись. Второй причиной забвения послужила бурная популяризация абстракционизма в Америке и отношение к реализму как к устаревшему и ненужному направлению. Скорее всего, на политические взгляды Кента каким-то образом оказал влияние и упомянутый мною ранее Роберт Генри, один из наставников художника. Кент был убеждён в высоком общественном значении искусства. Эти взгляды роднили его с Советским Союзом, и вскоре он отдал все свои работы, которые – никому не нужные – хранились в сарае, в Москву на выставку. Его работы сразу же обрели популярность в СССР: за год выставку посетило в десять раз больше зрителей, чем за все годы творчества Рокуэлла. «Искусство существует, чтобы сближать народы», – говорил художник. Свыше 900 своих работ в 1960 году Кент Рокуэлл подарил Советскому Союзу. Этот дар получил высокую оценку. И работы были распределены по музеям страны. Вскоре (в 1962 году) он стал почётным членом Академии художеств СССР, а ещё через пять лет был удостоен Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Часть призовых денег ($10 тыс.) Кент потратил на благотворительность в пользу пострадавших в ходе Вьетнамской войны. Лишь после всего этого американские деятели начали понемногу жалеть, что столько работ, которые могли бы когда-нибудь стать частью американского достояния, больше никогда не вернутся на родину.

Вот таким человеком был Кент Рокуэлл. Настоящим художником, который по-настоящему любил искусство и ничто – ни бедность, ни всеобщее презрение – не могли заглушить его талант. Он переживал свои картины подобно всем великим мастерам. Он был в тех местах, которые рисовал, он жил там, рыбачил, боролся за выживание. Он смотрел на природу теми же глазами, какими на неё смотрели местные жители. Это не просто красота, это величественность, это препятствие, это то, чем человек не только восхищается, но и с чем борется каждый день. Восприятие мира Кента Рокуэлла – это острое, терпкое чувство широты и свободы ощущения живой жизни, чувство овладения всем миром, ложащимся к ногам человека.

Также интересна оценка личности и творчества Кента со стороны наших деятелей искусства. Одну из таких оценок высказывает известный советский искусствовед Андрей Чегодаев в книге, посвящённой той самой первой советской выставке Рокуэлла.

В книге мы видим явные осуждения современной американской культуры уже с самых первых строк. Чегодаев условно делит Америку на две культурные сферы: на так называемую «пену» на потоке истории (это поп-культура, дешёвая и безвкусная литература, кинематограф, а также популярное тогда абстрактное искусство) и на великую Америку – наследницу Джефферсона и Линкольна, Уитмена и Марка Твена, Уинслоу Хомера и Томаса Икинса. И только у этой, второй, Америки, по словам автора текста, есть будущее. И Кента Рокуэлла он тоже относит к этой просветлённой образованной Америке.

Понравилась статья?

Лайк и подписка будут поддержкой развития нашего канала🎨