Найти тему

Стань свидетелем преображения: в Севастополе начались экскурсии на открытую реставрацию диорамы «Штурм Сапун-горы»

    О своей работе рассказывает художник-реставратор Асия Назарова. Ирина Неверова
О своей работе рассказывает художник-реставратор Асия Назарова. Ирина Неверова

9 февраля в диораме Музея обороны Севастополя прошла первая экскурсия с открытой реставрацией. Для зрителей после реэкспозиции открыта и часть обновленного выставочного пространства.

Достаточно долго диорама была закрыта: сначала реставрация здания, затем начало восстановительных работ над полотном и предметным планом. Но сейчас, когда реставрация легендарного полотна выходит на финишную прямую, было решено показать сокровенный процесс восстановления живописного полотна широкому зрителю.

Перед входом в диораму гостей встречает новая экспозиция, посвященная истории создания живописного памятника - подлинные эскизы к диораме художников Петра Мальцева, Георгия Марченко и Николая Присекина. Небольшие этюды, сделанные через несколько лет после освобождения Севастополя, несут на себе отпечаток и память страшной войны.

В этом же зале размещена книга памяти Севастополя, в которой перечислены люди, не пожалевшие своей жизни для защиты великого города.

Частично восстановленный предметный план диорамы сейчас закрыт от глаз посетителей. Возле полотна установлены леса, на которых в защитных костюмах, касках и масках работают реставраторы - специалисты всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря.

О своей работе рассказывает художник-реставратор Асия Назарова.

- Для своего возраста полотно неплохо сохранилось, но тем не менее работы много. Все проделанные нами работы запротоколированы: вот прорыв полотна - вот он устранен, вот кракелюры красочного слоя - вот их нет. Большинство дефектов картины - механические, серьезных нарушений в хранении полотна не было. Сейчас картина укреплена, убран реставрационный грунт, заделаны прорывы. Убраны реставрационные заплаты на воске, которые уже никто не делает. Сейчас идет заключительный этап: работаем с загрязнениями, с лаковым слоем.

Мы убираем старый лак, который мешает визуальному восприятию зрителя, картина становится светлее, ярче, приобретает свой первозданный вид.

Это происходит потому, что удаляются поздние реставрационные вмешательства - постаревшие, пожелтевшие, потемневшие. Это нормальный процесс старения для каждого предмета. Когда мы все это удалим, покроем своим реставрационным лаком.

А сейчас вы видите, как картина потихонечку преображается, цвета становятся яркими, авторскими.

Работа реставраторов сродни работе врача: в их арсенале серьезный научный подход, использование достижений физики, химии и биологии. Перед началом работ картину просвечивают ультрафиолетом, в процессе применяют сложные и порой опасные химические соединения. Но результат того стоит. Уже весной, в канун памятной даты освобождения города-героя, севастопольцы увидят яркие краски «Штурма Сапун-горы 7 мая 1944 года».

Вновь поднимет батальон в атаку комсорг Виталий Комиссаров, подхватит знамя рядовой Иван Яцуненко и закроет своим телом амбразуру вражеского дота Михаил Дзигунский. Подвиги героев Севастополя оживут в глазах каждого посетителя диорамы и останутся в их сердцах навеки.

Низкий поклон за это сотрудникам музея, хранящим бесценную память, и реставраторам, ее восстанавливающим.

Автор: Ирина Неверова