Забайкалье. «Край вечнозелёных помидоров», как ласково называют эти места жители нашей страны. Забайкальские мужики начкары настолько суровы, что ездят в выездные караулы с телевизорами! И да, в свой крайний выездной я поехал с телевизором. 😁 Но – обо всём по порядку…
Шёл 1997 год (ну или около того 🤔). После памятного расстрела моим наводчиком танковой вышки, и последующего за этим событием переезда на ПМЖ в район российско – китайской границы прошло уже три года. Рассказчик, к тому времени новоиспечённый «дважды лейтенант» (капитан то бишь) занимался служебными делами, как говорится «по предназначению» - занимался вялой боевой подготовкой, вёл ротное хозяйство, воспитывал подчинённых, летал по нарядам, да выживал как мог вместе с семьёй в те непростые годы в той отдалённой местности.
И однажды, прослышав про пришедшую на наш гвардейский Порт-Артурский пехотный полк разнарядку о назначении выездного караула, сам в него и напросился. Немного развеяться, вспомнить молодость, да, как говорится, сменить обстановку. Перед этим, конечно, уточнив – что за караул, куда и на сколько. Была середина жаркого лета – никаких тебе валенок с тулупами и медленного замерзания в теплушке. Караул был «местячковым» - надо было доставить три вагона боеприпасов с нашего дивизионного склада на окружной. Ехать около 400 км – «рукой подать». К тому же к месту его отправки не надо было добираться поездами. Склад тот был в н.п. Харанор, где автор уже неоднократно нёс службу по его охране в «обычном» карауле, шмалял в нём по тому самому «Ворошиловскому сорТИРУ» и прочие безобразия там нарушал. Так что до самой теплушки нас доставлял полковой транспорт. И только возвращаться от грузополучателя следовало самостоятельно, с единственного вокзала – читинского.
К тому времени, несколько лет я уже не был в выездных караулах. Тем не менее, выездной опыт не забыл. Не буду тут рассказывать про подготовку и всё такое, что было уже сказано в прошлом караульном «восьмитомнике». Скажу об особенностях, или отличиях – всё, как известно, познаётся в сравнении.
Подготовка к нашему караулу была неспешной и основательной. Никто никого не торопил. Подобрали бойцов потолковее, из допущенных к несению караульной службы. Провёл я с ними беседы – как «за жисть», так и «по делу», обрисовав то, с чем нам придётся столкнуться и требования к ним, как к составу выездного караула. Установленным порядком прошли наши инструктажи и смотры.
Вообще, чем дальше от столицы, тем спокойней были наши воинские коллективы, крепче взаимовыручка и дружба. Проще было общение с начальством. И если бы я, например сказал – а давайте завтра поедем, а не сегодня, то так оно и было бы. Ну конечно, надо было б такое желание обосновать чем-нибудь важным. Ну к примеру, как тот командир гсадн – депрессией. 🤣
Но - об особенностях. Так как не надо было нам скакать к грузоотправителю по вокзалам, то многое я запланировал с собой взять в дорогу, для улучшения комфорта. И что впоследствии предполагалось бросить по прибытии к грузополучателю (ну или сбыть ему по случаю), дабы обратный путь был «налегке».
Так, подготовили мы один бэховский АКБ – как вы догадались, для освещения теплушки. Был он уже списанный по сроку службы, но заряд ещё держал, и лежал среди таких же собратьев в кладовке – как ремфонд или для обмена, если кому понадобится. Оттараканили его в аккумуляторную, где дозаправили старичка электролитом, погоняли на стенде да провели КТЦ. К нему, естественно, сварганили из кусков провода электроцепь с парой плафонов и лампочек, а также не забыли про фару. Конструкция сия, если помните, доказала свою полезность в первом моём карауле. АКБ тот был уже на 12в, так как пехота нашего полка была на старушках БМП-1.
Лето – летом, но ночи в степи были порой забористо прохладными, да и приготовление/разогрев еды требовали наших старых знакомых – угля и дров. Которые мы и заготовили загодя, напилив из найденных обломков коротких брусков и чурок, да пособирав вокруг полковой котельной куски угля поприличнее. Всё заготовленное упаковали в мешки, взятые по договорённости с продсклада. Получилось три мешка дров и два – угля. С учётом того, что топить предполагалось только по надобности, а не круглосуточно, хватить запасов этих должно было на неделю.
Пользуясь хорошими отношениями с нашими тыловыми прапорами – начальниками складов, при получении пайка (как положено было в пехоте – на 10 суток. Запас, он как известно «зад не мучает») выбрал я те продукты, которые посчитал нужным (конечно, по договорённости с начальником склада, и немного с ним поделившись). Взяли тушняка – как говяжьего, так и свинского 😁, консервов ещё разных, в том числе – борщ в стеклянных банках – мировой закусон 👍. Само собой сгуху, чай, сахар, и даже кофе. Шмат сала тоже украсил наш сиротский запас еды. И даже кусок мяса взял☝ – ну там шашлык-машлык мож в начале пути сварганить. Бросил его дома в морозилку, до отъезда.
Под воду получил у полкового инженера бурдюк на 50л – ёмкость резиновую, известную под аббревиатурой РДВ. Крайне удобная в дороге вещь! В сложенном виде места не занимает и весит немного, а полста литров воды – караулу с ушами на всю дорогу. И не надо баков никаких с собой телепать. Можно было, конечно, и РДВ-5000 взять, да устроить в теплушке водоём для купания в жаркую погоду. 🤣 Только вот переть её обратно своим ходом было нереально – уж больно объёмна, да увесиста. 🤷
Само-собой котелки, чайник, да столовские бачок со сковородкой, ложки, вилки и ножички да прочие инструменты типа топоров с молотками да гвоздями были тоже не забыты. Бросил я в наш выездной скарб и парочку полуразбитых, но рабочих «тапсиков» – ТА-57, с мотком полёвки метров на семьдесят. Всё это, само собой, тоже было уже давно списано, и к тасканию в обратную дорогу не предполагалось.
К наступлению описываемых событий, китайский «ВсёДелаюПром» работал уже на всех парах. И хотя до автомобилей с самолётами и прочих высоких технологий ещё не дотянул своих кривых ручонок, но ширпотреб выдавал исправно. В том числе фонарики – на любой вкус и цвет. Со встроенными сиренами, моргалками, радиоприёмниками, электрошокерами. И лампами дневного света. Удобная в туризме штуковина. Взяли мы и такой с собой. Ну и карманных, с разноцветными фильтрами (для подачи сигналов) – на каждого караульного.
Кроме того, взяли пару полудетских «дуньфэней» - радиостанций. Работали они недалече, но в радиусе полста метров связь давали приличную, а больше нам и не надо было.
По такому выездному случаю выцыганил я у товарища и тот самый, разрекламированный в начале повествования, телевизор. Обычная китайская малогабаритная «балалайка», которую мы по очереди брали с собой в наряды (в те места, где не было их предусмотрено «штатным расписанием»). Было в нём и радио, и даже где-то сбоку магнитофонная кассета вроде как в него запихивалась.
По комплекту батареек запасных на все наши технические новшества мы, естественно, тоже припасли. А телевизор, кроме того, имел возможность питания от 12в, что было нам только на руку, ввиду того-самого АКБ.
По правде говоря, кроме фонаря пожалуй, всё остальное было взято в аренду у соратников. Ибо даже китайское такое барахло приобрести стоило денежек, а их тогда по полгода народу выдавать государство забывало.🤷
Эх, гулять так гулять!, - подумал я, и выпросил у нашего нового комбата, весьма модного товарища, не так давно послужившего в ГСВГ и имевшего полный дом всяких фраерских штук, и даже буржуйскую машину «на три буквы», - крутую оперативку от фирмы «Золинген».
Вооружение наше на этот раз уже составляли более пригодные в дороге АКСы. Ну и старый добрый ПМ, само собой. И ящик под оружие был раза в два (если не в три 🤔) меньше того, что описывался мной в первом рассказе. Почти что удобный. Упакованные таким нескромным образом, в установленное время загрузили мы весь скарб в кузов Урала, заняв внушительную его часть, и выдвинулись к месту приёма нашего транспорта с воинским грузом. Навстречу романтике дальних и трудных дорог – той, которая про «грязные сопели и заскорузлые пальцы», ну вы помните... 😁