Найти тему

Двухлетний ребенок запрещает матери: «Мам, не ходи сюда, не иди…»

Малыш, хотя находится в кризисе данного возраста, чрезмерно любопытен. Я случайно стала свидетелем небольшой «сцены». По улице поселка с криком и плачем несется мальчик. Он упорно бежит за бабушкой, кричит ей вдогонку:» Я тоже хочу с тобой! Я тоже пойду туда! Подожди меня, подожди!». А сам падает и хнычет, такое впечатление, как будто, если не пойдет с бабушкой, с ним что-то случится. Между ними метро 80-100. Но та упрямится, не хочет брать с собой внука:» Я скоро приду, скоро, останься с мамой!» - крикнула она. Но малыш не хочет слышать такого, бежит и бежит. Бабушка его дождалась, и взявшись за руки они пошли дальше. Мальчуган притих и успокоился.

Вместе живущие, ежедневно видящие друг друга, казалось бы, что потянула так сильно мальчика последовать за близким человеком? Но не она же была предметом интереса для ребенка, а скорее всего его высоковольтное желание – увидеть все там, куда они направляются, изучить, где он еще не бывал, где есть неизведанное и притягательное для него.

Самой природой в ребенке заложено любопытство. Вы, наверное, сами замечали, как маленькие мудрецы все наблюдают, не отводя глаз, их распирает желание все познать. Даже при разговорах взрослых пристально смотрят на собеседников, следят за их мимикой, улавливают слова и мысли. А окружающее пространство для него – кладезь исследований, в том числе и природа. Мне удалось заметить такую картину. Двухлетка устроился между грядками в саду, обломил несколько листочков лука. Случайно он заметил, как мама приближается к нему. «Мам, сюда не ходи, не иди сюда!». «Нет, нет, – сказала мама,- я занята своими делами». Услышав это, мальчишка спокойно продолжил свое «ремесло». Он поднял над головой стрелки лука и что-то бормотал и бормотал себе под нос. А когда надоело это делать, он брал землю и сыпал его на свои голые ножки несколько раз. И что-то шептал. Таким образом карапузик изучал, как происходит взаимодействие с природой. В такие минуты, когда ребенок находится сам собой, не стоит его тревожить, отвлекать. Потому что он изучает и себя, свои действия, у него формируется концентрированность на одном занятии, это важное составляющее для учебы в будущем. В данном случае мама поступила правильно, не стала мешать сыночка. И не только в таком маленьком возрасте, но и в других возрастных группах такие моменты нежелательно прерывать, вмешаться, когда ребенок увлечен. Дождитесь, когда он устает и забросит игру или закапризничает, если ему надоело.

Некоторые родители при непослушании сына или дочки, имеют привычку пугать (…получишь ремня, побью тебя и т. п.) Заинтересуйте чем-нибудь, чтобы он вас послушался. Например, произнесите:» Если соберешь игрушки, то пойдем с тобой в зоопарк «. Непременно выполняете его, раз дали слово. Можно предлагать, что попроще, например, почитаете сказку, поиграете вместе и т. п. Одноразовый антиприем - страх не останется в памяти маленького, но, если взрослый периодически применяет «уроки страха», то в душу ребенка вселяется хроническая боязнь. А это чревато тем, что малышка откажется от поиска нового, блокируется у него познавательная деятельность.

Запретов для малышей много, потому что нет опыта ошибок. Все встречающиеся незнания легко преодолеваются в случае, если папа и мама учат своего чадо как поступить и что делать в конкретных ситуациях, терпеливо объясняя, аргументируя запреты. Учитываете эту особенность: дети забывчивы, быстро отвлекаются, и поэтому приходится напоминать о важном несколько раз. Становление личности не быстрый процесс, следуйте естественному развитию вашего чадо (возрасту, характера), а также прислушайтесь к своей интуиции, что она вам подскажет.

В какой семье разовьется любопытство? В спокойной домашней обстановке, при доброжелательных отношениях супругов, в их заинтересованности развития ребенка. А еще больше скажу, когда семья – единый организм, когда все члены семьи живут и работают в унисон. Но это уже другая история.

Обычно дети из благополучных семей довольны своей жизнью и собой тоже, видно, они самодостаточны и в то же время, как я наблюдала, они интересные… К сожалению, их мало. Когда с ними беседуешь, явно заметно их здравомыслие, дают четкие, ясные ответы, вполне свободные внутренне. Вопрос. Почему они такими вырастают? Да все просто. Еще с малолетства родители не захомутали их криками, излишними нравоучениями, строгими запретами без аргументов, не держали в «ежевых рукавицах» и т.п. Показывали из года в год позитивный пример для подражания, уважали и любили своего ребенка. И поощряли его в поисках новых открытий. И в этом плане можно направить детей соответствующими высказываниями.

- Как ты умеешь хорошо построить дорогу;

- как тебе удалось удивительно красивую башню соорудить;

- мне очень нравится, когда ты выкидываешь что-то новенькое;

- о, чудо какое! Твои рисунки на песке превосходные!

Идеальных семей не бывает. Конфликты, ссоры, разногласия – это неотъемлемая часть нашей жизни. Если они проговариваются, разъясняются детям впоследствии, то ребенок набирает опыта ошибок, извлекает уроки.

Ваше признание «Я тебя люблю» малышу очень необходимо услышать время от времени. Любовь преображает ребенка, делает его характером лучше, а также послушнее. Окружите его поддержкой, открывающей для него пути развития. Искренняя, безраздельная любовь именно то, что даст вашему ребенку рисковать, экспериментировать, и даже ошибаться, зная, что вы в любом случае его поддержите. Если вы будете хвалить своего маленького испытателя за сделанную вещь в повседневности, то это может привести к чему-то великому и часто приводит. Хорошие родители начинают с того, что открывают сердце своему ребенку и вслушиваются в его жизнь без страха и паники.

Прежде чем делать какие-то расстановки, резкие перемены в семье, то спросите у себя, как это повлияет на чадо, какие последствия у него возникнут. Потому что негативные отражения событий, стрессов могут проявляться во взрослой жизни ваших детей. Сделайте грядущие ситуации семьи плавным переходом, настраивая несколько раз детишек. А потом они к этой важности адаптируются и воспримут как обычное явление.

Через любовь, через открытые отношения между супругами складывается доверие малыша к родителям. Еще до рождения ребенка как формируются отношения между супругами, так и обозначится вхождение ребенком в эти взаимосвязи. Важно для развития любознательности что говорят родители, каким подтекстом вообще. Принята ли в семье открытость, поддержка друг друга. Если таковые есть, существуют, это вызывает доверие у их сына или дочки. Какие бы тревожные или веселые истории с ребенком не происходили за день, он поделится об этом с родителями, уверен, что они разъяснят, как у них принято в семье, а не заругают.

Что может развивать любознательность в условиях домашних? Если:

- дома бывают приятные неожиданности, сюрпризы;

- играют вместе родители и дети в приключенческие игры по сюжетам сказок;

- создают домашний театр с постановками.

В этом ключе важно участие ребенка в творческом процессе: чтобы сам предлагал, задавал вопросы, проявлял свое видение сюжетов сказок, играл в персонажей. А в это время папа или мама с ним разговаривают, подогревают его интерес. Постепенно у мальчика или девочки зарождаются новые идеи и решения. Пока на уровне сказок у ребянка появляется креативность, а со временем при наличии благоприятных условий, она может перерасти в нечто большее. Понаблюдайте.

Смартфоны, планшеты помогают извлечь много полезной информации в развитии любознательности. Но полученные только нажатием кнопки долго не задерживаются в голове, быстро забываются. А запоминается та информация, к которому приложены активные усилия. Например, ребенок –читает ее вслух, повторяет; стихотворение может пропеть со знакомым мотивом песенки; сравнивает предметы на экране; рассказывает содержание мультика родителям. Нужно поддержать активную позицию ребенка с экраном планшета, допустим, и дальше его развивать.

Обратите внимание, что пишет о себе, как он развивался с детства Исидор Раби, лауреат Нобелевской премии. Своими успехами в науке он обязан матери, которая смогла сохранить его любознательность. «После школы многие матери задают детям вопрос: чему новому ты научился сегодня в школе? Многие, но не моя мама. Моя мама неизменно спрашивала меня:» Изи, какой хороший вопрос ты задал сегодня?». Это помогло мне не только сохранить природную любознательность, но и сделало меня ученым, способным задавать вопросы и находить ответы на них».

Это яркий пример того, как мама культивировала любопытство ребенка с малых ступеней на большую. Вернее говоря, мамины вопросы кружились в голове мальчика и давали поиск занимательных вопросов учителю, что впоследствии помогло Исидору Раби стать известным ученым.