Предыдущая статья неожиданно для меня вызвала бурную полемику. Множество комментаторов стали мне доказывать, я неправильно привел данные по скорости самолета ТБ-3, и из-за этого пришел к ложным выводам. Водопьянов 7 октября 1937 года был за полюсом! Сомневаться в этом кощунственно!
Друзья мои, долетел ли летчик до полюса или нет, на мой взгляд, это вопрос глубоко второстепенный. Почему-то никто не обсуждает другое мое открытие, а оно, ведь значительно важнее. В октябре 1937 года, в условиях полярной ночи, да в облачную погоду, спасательные самолеты могли летать только прямо, и никак по-другому. При отсутствии звезд или луны ориентирование на полюсе в те годы было невозможным. Сообщение правительственной комиссии показывает это однозначно: 122-й меридиан западного полушария - это 58-й меридиан восточного, а вместе они составляют 180 градусов. Математику не обманешь. Одно это открытие полностью исчерпывает все перспективы спасательной операции на время полярной ночи, то есть на следующие от 7 октября 6 месяцев. Сколько не посылай самолетов, искать они могли только по одной трассе, по той же, на которую выпустили Водопьянова – прямо через полюс насколько хватит дальности или позволит погода, затем разворот на 180 градусов и возвращение домой (если повезет и не собьешься).
Только так мог летать и отряд Водопьянова, и свежепосылаемая группа Чухновского. Эти восемь самолетов могли шнырять змейкой друг за другом, или по одному каждый день 8 раз подряд, они могли до одури прочесывать 122-ю долготу, но уже 123-я, или 121-я были им недоступна. Если бы Леваневский сидел на этом меридиане, то у него были шансы. Но почему он должен был точно там оказаться именно в день прилета спасателей? Но про это нет ни одного комментария (из тех читателей, кто со мной не согласен). Но масса - про крейсерские и максимальные скорости, про встречные и попутные ветра. Удивительная любовь к деталям и умение уходить от сути. Центральная проблема – что поиск невозможен. Но мы обсуждаем, долетел ли летчик Водопьянов до точки разворота. А почему? Так ведь он герой, разве может быть по-другому? У него репутация.
По сути я закончил, но раз были комментарии, то давайте поговорим о частностях.
Еще раз смотрим на сообщение правительственной комиссии и доклад Шевелева – имеет смысл рассматривать оба документа вместе, потому что это стадии одного информационного сообщения, созданного в паре. Кстати, опубликую-ка я их, чтобы видно было предметно, а то я только цитаты приводил. Можно их не читать, а перейти сразу к моим пояснениям.
Начинается все с маленькой лжи – якобы собирались искать в точке вероятного нахождения экипажа. На самом деле, в единственной точке, до которой могли достать. Говоря прямо, искали пропавший кошелек под фонарем, а не там, где потеряли. А что из-под фонаря выйти невозможно, про это умалчивают. Далее, ложь усиливается, Шевелев несет откровенную чушь про параллельные меридианы, вдоль которых они прочесывали льды, с интервалом 20 км. На самом деле, если бы они сошли с прямой, то никогда бы на нее не вернулись, и никуда бы вообще не вернулись, и радиомаяк бы не помог, потому что за полюс он не добивал. Кстати, может быть Шевелев, наоборот, усиленно нам подмигивал, мол, не верьте мне, вот ведь как завираю, это же очевидно? Тем не менее, ложь остается ложью. И после двух ложных сообщений, мы должны без сомнения относится к третьему, что они долетели до 88,5˚ в западном полушарии? А с чего бы? Почему третье сообщение должно быть правдивым? И что, даже нельзя сомневаться, и задавать вопросы?
Далее, любимая тема всех несогласных комментаторов – про скорость. «Они могли, могли долететь! И значит точно долетели!» Оказывается, у модернизированного ТБ-3 «Авиаарктика» крейсерская 230, 240 и даже 250 км/ч! И мне на полном серьезе предъявляют эту скорость, полученную в идеальных условиях на определенной высоте (3000 м), в качестве РЕАЛЬНОЙ скорости перегруженной машины в полярную ночь на бреющем полете. Когда даже из сообщения правительственной комиссии следует, что эту мифическую скорость в начальном этапе полета не достигали. А значит на конечном участке эту скорость они должны были эту скорость превышать. Но главное – ветер. Он все меняет, вот ведь как, оказывается. По ветру самолет может лететь вообще с любой скоростью. В принципе, да. У девочки Эли из штата Канзас фермерский вагончик имел нулевую летную скорость. Но ураганный ветер перенес его в волшебную страну и попал прямо в голову злой колдунье Бастинды. Можно на это примере причислить летающий вагончик к высокоточному оружию, это вопрос философский.
Но раз люди считают, что если самолет МОГ долететь, то, следовательно, он ТОЧНО долетел, то так тому и быть. Не стану больше спорить.
Ну и еще один род комментариев – дескать, своими сомнениями я бросаю тень на героев. Уважаемые комментаторы! Вот, к примеру, Михаил Васильевич Водопьянов – легендарный летчик. Его настоящие достижения бесспорны. Умалить их невозможно. Следует ли из этого, что он всегда был безупречным? На мой взгляд, не следует. Требовать святости от земного человека невозможно. Он был дитя своего времени. Если начальство приказало, он приказ выполнял. Сказали валять дурака – он валял дурака. Как он должен был поступить? Как бы вы поступили на его месте? Искать Леваневского бесполезно, но видимость создавать следует. Ему нужно было опровержение в «Правду» писать?
Дорогие святители, вам самим не смешно? Мы ясно видим, что официальная пропаганда врет, то что она описывает, того быть не может. Но мы почему-то должны ей верить. Верую, потому что абсурдно? А то что уважаемых героев заставляли разыгрывать нелепую комедию, это тень на них не бросает?
Это была внеплановая публикация, я ее даже в список статей вставлять не буду. А вообще, весь цикл про "поиски Леваневского можно посмотреть здесь"
Книга "В тени первых героев. Белые пятна челюскинской эпопеи"
Моя книга о спасении челюскинцев на сайте издательства "Паулсен"