Морские ветры человек начал использовать уже давно. С древних времён парусные суда бороздят просторы морей и океанов. Хотя со временем их значение уменьшилось, появились новые виды двигателей для судов. Парусники не выдержали конкуренции с пароходами и теплоходами.
В 1926 году в Германии на верфи в Гестемюнде (сейчас район Бремерхафена) было построено последнее крупное парусное судно без вспомогательного двигателя. Четырехмачтовый барк получил название "Падуя". Его построили по заказу судоходной компании "Ф. Лайеш" (F. Laeisz) из Гамбурга для перевозки грузов.
Такие грузовые парусные суда, построенные в начале 20 века, получили название винджаммеры («выжиматели ветра»). В отличие от деревянных клиперов, они имели стальной корпус и мачты.
"Падую" использовали для перевозки селитры из Чили вокруг мыса Горн. С 1932 года перевозки чилийской селитры в Европу прекратились. Парусник начали использовать по одноразовым контрактам для перевозки других грузов и с 1935 года для съёмок кинофильмов.
В конце августа 1939 года «Падуя» была загружена и готова к выходу в Чили. 1 сентября Германия начала войну с Польшей. Великобритания и Франция объявили войну Германии. Рейс отменили, судно было разгружено. Барк остался в Гамбурге.
Весной 1940 года половина Европы была оккупирована Германией, и находиться в Гамбурге, в досягаемости английской авиации и флота стало опасно. Парусник отбуксировали в Штеттин (Германия) и начали использовать как учебное судно. Во время 2-ой мировой войны, для безопасности "Падуи", её переводили из одного порта в другой.
В 1946 году по решению Потсдамской конференции "Падую" передали СССР. Барк получил новое название "Крузенштерн" в честь русского адмирала И.Ф. Крузенштерна. Он стал учебным кораблём Балтийского флота.
С 1946 года до 1948 года в Ростоке (Советская оккупационная зона Германии) парусник перестраивали под общежитие для курсантов военно-морского училища в Ленинграде. В 1951 году "Крузенштерн" перевели в Кронштадт, он снова стал учебным кораблём Балтийского флота. В начале 1950-х годов его перестроили. С 1955 года барк снова начал выходить в море.
С 1958 года по 1961 год "Крузенштерн" капитально переоборудовали на морском заводе в Кронштадте. На барк были установлены два главных дизельных двигателя.
С 1961 года барк "Крузенштерн" начали использовать как научно-исследовательское судно. Молодой океанограф Александр Городницкий написал в 1963 году песню Паруса "Крузенштерна", которая стала гимном парусника. В каждом рейсе в портах стоянок она звучит при отходе от причала.
В 1965 году барк вывели из состава Военно-Морского Флота СССР. От утилизации парусник спасли капитаны П.С. Митрофанов, И.Г. Шнейдер и П.В. Власов. Они договорились в Министерстве рыбного хозяйства СССР, чтобы "Крузенштерн" начали использовать как учебное судно для подготовки специалистов рыбного хозяйства.
В 1965 году парусник передали Министерству рыбного хозяйства СССР и начали использовать как учебное судно. В 1966 году портом его приписки стала Рига. В июне 1967 года учебное парусное судно «Крузенштерн» вышло из порта Риги в свой первый рейс под вымпелом флота Минрыбхоза СССР.
В 1983 году его передали из Балтийского отряда учебных судов в порту Риги производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в Таллине.
В 1991 году "Крузенштерн" передали Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (в 1991 году было преобразовано в Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота, которая в 2012 году была присоединена как обособленное структурное подразделение без прав юридического лица к Калининградскому государственному техническому университету.).
Сегодня барк, после многочисленных перестроек, значительно отличается от Падуи, построенной в 1926 году.
На "Крузенштерне" проходят практику курсанты морских учебных заведений Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство). Сейчас в каютах парусника могут разместиться 225 человек. Его постоянный экипаж - 70 человек.
Парусник участвует в международных регатах и фестивалях парусных судов.
"Крузенштерн" совершил две кругосветные экспедиции — в 1995-1996 и 2005-2006 годах.
В 2022 году на Светловском судоремонтном заводе (г. Светлый, Калининградская обл.) на барк установили новые главные двигатели.
На "Крузенштерне" есть музей, в котором можно узнать историю судна. В 2026 году ему исполнится 100 лет.
В 21 веке парусники используют в учебных целях и для развлечения туристов. Даже на них в дополнение к парусам устанавливают двигатель.
Один из самых больших парусников в мире Club Med 2 был построен в Гавре (Франция) в 1992 году, Он принадлежит французской туристической компании Club Med. Летом его используют для круизов по Средиземному морю, а зимой - по Карибскому морю.
На судне 5 мачт с белоснежными парусами, которые управляются компьютерной системой. В дополнении к парусам есть четыре дизельных генератора, которые питают два электродвигателя. Парусник оборудован стабилизаторами устойчивости, поэтому качка практически отсутствует.
В 185 каютах Club Med 2 могут комфортно разместиться 386 туристов. Палубы парусника сделаны из бирманского тика, их общая площадь 1750 м². Для туристов есть 2 бассейна с морской водой. Экипаж парусника 214 человек.
Но и сейчас парус может найти применение на современных морских судах. В 1980 году в Японии был спущен на воду танкер грузоподъёмностью 1600 т имеющий дизельный двигатель и два паруса, компьютер управляет движением судна. Применение парусов позволяет экономить до 50% топлива по сравнению с обычным судном такого типа.
В Китае сдан в эксплуатацию первый крупнотоннажный танкер с парусной установкой для перевозки сырой нефти. Судно получило название New Aden, а паруса позволят экономить до 10% топлива и меньше вредить природе.
New Aden получил две пары жестких парусов из композитного материала на основе углеродного волокна. Они прочные, легкие, и им не страшна коррозия (что в условиях морской среды крайне важно). Каждый парус имеет площадь 1200 м².
Паруса управляются автономной системой Aerofoil Sails Intelligent Control, которая размещена в середине верхней палубы. Поднимать и опускать паруса можно одним нажатием кнопки. Также система постоянно собирает и обрабатывает навигационные данные, сама подбирает угол наклона парусов в зависимости от ветра.
Судно построено на верфи судостроительной компании Dalian Shipbuilding Industry в Даляне (Китай). Эксплуатировать танкер будет китайская судоходная компания CMES. Подсчитано, что на маршруте «Ближний Восток — Дальний Восток» паруса помогут New Aden выбрасывать в год на 2,9 тысячи тонн CO₂ меньше.
Новое судно относится к супертанкерам. Его длина составляет 333 метра — примерно как три футбольных поля.
На китайской судоверфи построили гигантский балкер Sea Zhoushan (специализированное судно для перевозки грузов насыпью (навалом), таких как зерно, уголь, руда), дедвейтом (массой полезного груза) 325 000 тонн. Судно принадлежит компании Pan Ocean Ship Management, а зафрахтовано бразильской горнодобывающей компанией Vale.
Особенностью этого корабля заключается в том, что на его борту установлено пять наклонных роторных паруса финской компании Norsepower. Роторные паруса представляют собой цилиндрические винты диаметром четыре метра и высотой 24 метра. Они монтируется на специальной платформе, которая может наклонять паруса, если в этом есть необходимость при проходе под мостами.
В настоящее время Norsepower является мировым лидером в разработке и установке роторных парусов (Rotor Sails) на корабли различного назначения и водоизмещения.
С 2012 года до 2022 года Norsepower установила Rotor Sails на пяти судах - танкере Timberwolf (бывший Maersk Pelican), пароме Scandlines, Ro-Ro пароме Sea-Cargo, теплоходе Viking Grace , и на балкере Sea Zhoushan.
Пока роторные паруса не могут заменить обычные двигатели. Но они позволяют снизить затраты топлива на 10% и сократить выбросы до 3,4 тысячи тонн эквивалента CO₂ на судно в год.
Прогнозируют, что в будущем корабли смогут избавиться от дизельных двигателей вовсе, а роторные паруса смогут давать больше энергии, а значит и скорости. Конечно, в морском деле важным моментом является запас надёжности. И в моменты штиля роторные паруса будут бесполезны. Полагают, что на этот случай в будущих океанских кораблях в составе двигательной установки будут находиться водородные или иные (метанольные) топливные элементы
В заключении надо отметить, что паруса не ушли в прошлое.
Паруса на современных судах используют не только для привлечения туристов. Использование парусов в дополнении к дизельным двигателям позволяет экономить топливо и сократить выбросы CO₂ в атмосферу.
На современных судах парусами управляют с помощью компьютеров, что позволяет лучше использовать ветер.
Если вам понравилась моя статья, тогда не забывайте ставить лайк. Подписывайтесь на канал "География для всех" от Сергея Лашманова и узнаете ещё много интересного о современном мире.
Пишите свои комментарии к моей статье.