В продолжение темы «Как выстроить границы в отношениях с ребенком»
Мы выяснили, что такое границы, для чего они нужны, признаки их нарушения. Теперь мы все грамотные, стараемся придерживаться установленных норм и правил. Но периодически возникают ситуации, когда опять не справляемся. Перепробовали все умные советы, но наше чадо грубит, не слушается, не убирает игрушки, не выполняет задания и т.д. Чаще всего легче использовать эмоциональное наказание накричать, обвинить, сравнить, напугать. В большинстве случаев это конечно срабатывает, но со временем чувства притупляются и ребенок привыкает. И на ваши крики он вовсе перестает реагировать, реакция родителей в этом случае не предсказуема. Исходя из своего опыта, дети чаще реагируют на более яркие наказания в виде запрета на мотивирующую их часть.
Приведу пример:
1. Папа, пообещал дочери совместный поход в кино, при одном условии, что девочка должна вернуться с прогулки к строго назначенному времени. Если раньше родители выходили ко двору за ребенком, и приходилось еще долго ее забирать с улицы, то данный момент, папа просто ушел один. Естественно девочка испытала грусть, обиду, слезы. Но этот урок был хорошей мотивацией выполнять все по плану. Жестковато – но проверено и работает.
2. Семья собирается в выходной день за город к двум часам, за три часа до мероприятия мама предупреждает ребенка, что за это время нужно прибрать свою комнату. По истечении часа замечает, что сын палец о палец не ударил, начинает через каждые пять минут напоминать. На сороковой минуте срываясь на крик, судорожно раскидывает игрушки по местам. Дитятко наблюдает за сценой. В конечном итоге уборка затягивается, настроение испорчено, время уходит, семья опаздывает на длительное время.
Каждый конечно посмотрит на две эти ситуации со своей точки зрения.
В первом случае, я возможно поступила бы точно так же.
Во втором ставлю ребёнка в известность, что если в определенное время уборка не будет закончена, он просто не едет. Конечно, должен быть правильно задан временной отрезок и рассчитывайте силы ребенка в зависимости от возраста. Можно за весь период один раз напомнить, либо проконтролировать. Проблема выполнения задания, не должна быть вашей, она должна беспокоить вашего дитятку. Не нужно нервничать, если воз и ныне там. На самом деле он проверяет вашу реакцию, прощупывает слабые места, определяет насколько твердо, охраняется ваша граница, выполните ли вы свое обещание. Я прекрасно понимаю, что если я пожертвую своим обещанием, ради слабости, то в конечном итоге мое чадо не увидит связи между его поведением и результатом. И этот случай никаким образом не должен отразиться на остальных членов семьи. БУДЕТЕ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СВОЕМУ СЛОВУ, ПРЕПОДНЕСЕТЕ ВАЖНЫЙ УРОК. Об этом могу со стопроцентной уверенностью сказать, потому что девочкой не пошедшей в кино с папой была Я сама.
Да ребенок будет злиться, плакать, протестовать, но поверьте, он в душе точно знает, что это справедливо и ни как не обидится на вас. При всей этой ситуации ни вы, ни кто то из членов семьи не в коем случае не должен подразнивать провинившегося (Ванька не едет отдыхать бе-бе-бе, Вика опоздала в кино ха-ха, раньше надо было думать, мы тебе говорили и т.д.). Наоборот надо посочувствовать, выразить огорчение. (Мне очень жаль, что так получилось, в следующий раз все будет по-другому и т.д.)
Такие уроки запоминаются надолго и не приносят вреда психике. Метод последствий работает в самых разных ситуациях и с детьми разных возрастов. Такие последствия должны сразу наступать, чтобы ребенок не успел забыть ситуацию.
-Если ребенок не собирает игрушки, разбрасывает их специально, кидается ими, соберите их обещав отдать, либо унесите далеко, если ситуация требует можно и пожертвовать выкинув часть из них.
-Если ребенок капризничает, кричит на вас, попросите выйти либо выведите его со словами, я не буду с тобой говорить, пока ты не успокоишься и не станешь со мной разговаривать в нужном тоне.
-Если ребенок опоздал с прогулки, он будет сидеть дома во время следующей.
-Если ребенок закатил истерику в магазине, говорите с ним тихим и спокойным голосом, акцентируя внимание, любая просьба будет услышана в вежливом тоне, не забывая указать на исчерпывание лимита карманных денег.
В таком определении границ, мы даем понять, что нет запретов, а есть право выбора делать что хочешь, но при всем этом ответственность за поступки полностью ложится на твои плечи. Это позволит ребенку принимать правильные решения с детства, нести ответственность.
Как прекратить нежелательное поведение ребенка? Правильно описать последствия!
16 февраля 202316 фев 2023
3 мин