Найти в Дзене
Алинчик Фаталист

Не то, чем кажется! «Обыкновенное чудо» — война Бога и Сверхчеловека.

Оглавление
кадр из фильма «Обыкновенное чудо»
кадр из фильма «Обыкновенное чудо»

Не стану скрывать, советские фильмы владеют моим женским сердцем уже много лет. Быть может потому, что кинематограф обладает таким банальным и в то же время удивительным свойством как хранение и демонстрация таланта, красоты и знаний предшествующих поколений. Как бы то ни было, советские картины нежно уносят меня за горизонт двадцать первого столетия, открывают дверь в мир, который никогда уже не станет для меня домом. И уже это обстоятельство порой рисует слёзы на щеках...

Данелия, Гайдай, Рязанов, Сурикова, Балаян, Меньшов, Панфилов — я просто не смогу уместить в одной статье фамилии всех великих режиссеров второй половины двадцатого столетия. Однако взять для альтернативной рекламы конкретную киноленту мне под силу. А если речь идет о любимом фильме и режиссере, то статья просто обречена быть душевой. Торжественно обещаю поводы для дискуссий, исключительно свои мысли и много любви.

«Обыкновенное чудо». Марк Анатольевич Захаров. 1978 год. Координаты верные, можем отправляться!

1. Мечта и реальность

«Обыкновенное чудо» — какое странное название! Если чудо — значит, необыкновенное! А если обыкновенное — следовательно, не чудо... (пролог пьесы 1954 года)
Евгений Леонов в роли Короля
Евгений Леонов в роли Короля

Десять лет кропотливой работы: это переделать, здесь дополнить, оставить, забыть, выбрать имя... И вот она — невероятная история любви в трёх действиях — явилась в послевоенный мир. Очевидно, что Евгений Львович Шварц не мог налюбоваться на своё творение, точно не понимал всех смыслов и перспектив, но интуитивно чувствовал — это будет последняя, может быть, лучшая сказка. Жизнь драматурга близилась к шестидесяти: за спиной взлёты и падения, а на бумаге — волшебная страна, где всё до боли знакомо, где сон перетекает в явь, а герои противоречивы и загадочны:

О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку. В сказке очень удобно укладываются рядом обыкновенное и чудесное и легко понимаются, если смотреть на сказку как на сказку. Как в детстве.

И как мимо такого шедевра мог пройти художественный руководитель и главный режиссёр театра «Ленком»? Романтизм, двоемирие, поэтика «чужого сюжета» — всё это характеризует мироощущение и кинематограф Марка Анатольевича Захарова. Остается только внести в историю своё слово.

О чем же этот фильм? О вечной любви? Возможно. Но что считать её катализатором? Отнюдь не случайную встречу. В центре повествования — история одного Мастера под кодовым именем «Волшебник». Ему подвластны не только предметы, явления природы, но и люди, что заходят в его дом. Именно глазами этого героя, которого блистательно играет Олег Янковский, мы наблюдаем за развитием действия. Рисунок на стене, чья-то тень за окном, лик, что постепенно обретает «и плоть, и страсть». Художественные детали медленно складываются в композицию, предвосхищая события и заставляя нас сомневаться: что же это? Палач с душой поэта, Охотник, не знающий своего призвания, Король, что намеренно избегает правды, Первый Министр, скатившийся до банального шута... Сон Волшебника или парадоксальная действительность?

2. Теория о сверхчеловеке

Персонаж Янковского редко отвечает на наши вопросы, ибо во взгляде его заключены все разгадки и помыслы. Чего желает Волшебник? Конечно же поговорить о любви, сочинить хорошую сказку на ночь. Но, что более важно, бросить вызов самому себе:

Человек из мертвого камня делает статую и гордится, если работа удалась. А попробуй из живого сделать еще более живое. Вот это работа!

Волшебник — высшее существо, мирно обитающее среди людей: его видят, с ним говорят, его желания исполняют. Но разве устроят романтического героя границы дозволенного? Принцесса в исполнении Евгении Симоновой, чудесный юноша, которого воплощает в кадре Александр Абдулов: это могла бы быть очень короткая история о счастье, но у любви всегда есть преграды. Избранник королевской дочери — творение двух Богов: природы и нашего Волшебника. Рожденный медведем, обращенный в человека, он только в начале своего становления как героя. «Голова лобастая, глаза умные» — почему же Хозяин дома не берётся менять других? Несложно заметить, что души действующих лиц к этому не располагают:

Андрей Миронов в роли Министра-администратора
Андрей Миронов в роли Министра-администратора
  • Король: мнимый властитель. В этот собирательный образ главы государства Шварц вложил все возможные пороки авторитарного правителя: эгоизм, самодурство, страх, безответственность и даже безразличие. Удивительно, но пороки не мешают монарху быть очаровательным уже потому, что его играет Евгений Леонов: «Он думает, что до меня короли лучше были. Все мы изверги На одно лицо». Данному персонажу недолго удается быть истинным правителем в наших глазах. Представляясь королем, великим святым и великомучеником, на деле отец Принцессы не более, чем пешка в большой игре Волшебника. Пугливый, развращенный чиновник, единственное достоинство которого — любовь к дочери и заразительный смех.
  • Министр-администратор: серый кардинал королевства. Убеждена, что как только Андрей Миронов появится в кадре, внимательный зритель вскрикнет: «О, как похож! Времена не меняются!». В этом герое излюбленная реалистами 19 века история о развращении незаурядного плебея. Из грязи в князи, окольными путями прямиком к власти, не зная совести и отказов: «Когда мы выезжали, у него была картонка из-под шляпы, где лежал бутерброд и его жалкие кальсоны. А теперь у него 33 ларца и 22 чемодана!». Очевидно, что в министре-администраторе не осталось ничего человеческого, а кроме того, по его вине страдают придворные, бесхребетные и покорные. До жути правдоподобно:
    «Он один умеет путешествовать, достать лошадей, накормить нас. Правда, все это он делает плохо, но мы и вовсе этого не можем. Не говорите ему, что я жаловался. А то он меня оставит без сладкого»
  • Эмилия: завербованное сердце. «Позвольте представить Первую
    Кавалерственную Даму»
    в исполнении Екатерины Васильевой. Это женщина внешне грубая, властная, любящая матросские сигары и порядок. Во взгляде — утраты и любовь, которая, увы, не может пересилить в ней рабство. Не имеет свободу Эмилия, не имеет и вся королевская свита: - Что с вами, Эмилия?
    - Не трогайте меня! Я при исполнении служебных обязанностей! Что со мной? Я при исполнении служебных обязанностей! Будь я проклята! Все готово, Ваше Величество.

Теперь не осталось никаких сомнений: только в своем сыне Волшебник видит потенциал протеста, революции, страсти, природы. Медведь вырос вне законов общества, а потому не сливается с конформизмом и действует, основываясь на чувствах, инстинктах. Он — сверхчеловек, о котором так яростно говорил Ницше в своих трактатах, тот герой, которому под силу сломать систему, в том числе, и планы Волшебника. А иначе, в чем интерес? Как жить?

3. Иерархия любви

Трактирщик и Эмилия
Трактирщик и Эмилия

Нельзя сказать, что сюжет «Обыкновенного чуда» строится исключительно вокруг персонажей Симоновой и Абдулова. Картина Захарова удивительным образом открывает зрителю сразу несколько любовных линий, не перегружая внимание публики, проводит возлюбленных через призму времени, вскрывает общественные пороки.

  • Волшебник и Хозяйка: история творца и его музы. Именно для своей любимой женщины герой Янковского проектирует миры, сочиняет сказки и меняет стрелки на часах. Обладая магией и вечной жизнью, Волшебник «влюблен в свою жену как мальчик», а потому и ведет себя не так, как следует солидному мудрецу. Хозяин дома не идеальный Бог и отнюдь не чёрствый властелин, способный на глупости и проделки. Хозяйка же, подобно «Булгаковской» Маргарите, всегда под крылом супруга и хоть не кажется нам какой-то особенной, точно любит так, будто она бессмертна, будто это несложно.
  • Трактирщик и Эмилия: время не лечит. Если герои Купченко и Янковского представляются идеальной парой, существующей вне нашего понимания, то Соломин и Васильева создают поистине жизненную историю. Разлука в которой не было смысла, любовь, которая согревала и сжигала сердца, полное принятие недостатков: - Вы целовались с ним.
    - Его давно уже нет в живых.
    - Но зачем вы целовались с ним?
    - Чтобы отомстить вам. Вы танцевали с дочкой генерала.
    - Ну... Танцевать прилично.
    - Нет. Вы шептали ей что-то на ухо.
    - Я шептал ей: раз, два, три... Она все время сбивалась с такта.
    - Смешно.
    - До слез.
  • Охотники и придворные дамы: само собой и без излишеств. Эти любовные линии эпизодические, неприметные, такие, что зритель просто не успевает ощутить, была ли химия, нужна ли она? Уют, спокойствие, материнство — эти персонажи уходят от страстей к социальным потребностям индивида, к созданию маленького мира.
    «
    Женился. На фрейлине Аманде. Девочка у них родилась. Назвали Мушка. А Ученик Охотника женился на Оринтии. У них мальчик. Назвали Мишень».

Имея определенные познания в творчестве Тургенева и в его увлеченности идеями Шопенгауэра, могу сказать, что Шварц опирается на постулаты этих прекрасных мужчин. Животная страсть несет в себе разрушительный характер, вечная любовь невозможна, а крепкая семья создается вне высоких чувств — такова «мировая воля». Чем же отвечает этим постулатам наш сказочник Евгений Львович, а вместе с ним и Марк Анатольевич? Картина предоставляет героям право испытать свои силы в схватке с судьбой, ибо, кто решится протестовать — идёт к счастью.

4. В несовершенстве сила

поединок Принцессы и Медведя
поединок Принцессы и Медведя
Я долго бродил по свету.
Я видел множество принцесс.
Вы не похожи на ни одну из них.

И в этих словах — вся правда о персонаже Евгении Симоновой. Вся та правда, которую зритель сперва может осудить. И вот почему: образ принцессы до жути идеализирован кинематографом и мультипликацией. Какой мы представляем себе дочь короля? Девушка невероятной красоты: в сияющем платье, с прекрасными манерами, голосом, осанкой. Ей на счастье — прекрасный принц, дворец и 10 минут экранного времени, поскольку в следующем эпизоде её поджидают отравленное яблоко, гроб, веретено и огнедышащий дракон! Скучно, банально, однобоко, но именно эта гламурная ассоциация заставляет нас спорить со всем, что не вписывается в рамки:

Антисемитизм нервно курит, конечно.
Антисемитизм нервно курит, конечно.

«Нелепо, смешно, безрассудно, безумно» — так зарождается ключевое слово «волшебно», которое вызывает в нас неподдельный интерес и детское доверие. Пора открыть одну нехитрую истину: персонаж Симоновой не должен быть картонным! Как уже было сказано ранее, устоявшийся образ принцессы во многом противоречит естественности и чувственности, а именно эти две характеристики так важны и сценаристу, и режиссеру в данной истории.

Принцесса Захарова живая, смешливая, но не глупая, отнюдь не каноничная красавица, но такая очаровательная! Её возлюбленный — дитя природы, несмышлёный, неопытный, но цельный и решительный герой. И пусть они молоды, импульсивны и не сильны вершить судьбы,
именно эти герои способны к трансформации. Волшебник — абсолютно статичен во взглядах как некая безусловная величина, Эмилия и Трактирщик идут сквозь время, сохраняя старые привычки, а второстепенные герои, вроде Короля, министров и фрейлин просто не решаются на перемены. Размышляете, как же любовь изменила Принцессу и Медведя? Там, где была наивная девушка, родилась новая Жанна Д'Арк, на смену трусливому и вспыльчивому зверю прискакал настоящий рыцарь, которого не остановить даже Творцу!

- Каким образом ты оказался здесь? Ведь я сделал всё, чтобы этого не случилось.
- Уйдите, прошу вас. Иначе я опять захочу убить вас. Только на этот раз я это сделаю.

5. Счастливый конец?

Олег Янковский в роли Волшебника
Олег Янковский в роли Волшебника

Само собой, картина Марка Захарова несколько меняет пьесу Евгения Шварца, но, поверьте, произведение не теряет своей привлекательности, а, напротив, вбирает в себя новые плюсы. Нам не покажут, что случится с теми, кто не достоин счастливого конца, здесь не будет истинного тирана Короля, а лишь его карикатурный образ, легкий и притягательный. «Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных» — выражает Шварц устами Эмилии аксиому, придерживается которой и Захаров. Близки финальные титры, прекрасные актеры покидают воображаемый театр, а Волшебник заглядывает в мир своего зрителя, прощаясь навсегда.

Это была его последняя сказка, наверняка, единственная, получившая продолжение в реальности. Волшебник отпускает на волю своих детей, которые наконец-то выросли и больше ничего не боятся. И так хочется верить, что герой Янковского продолжит создавать любовь, но... зачем? Случилось так, что чувства перестали быть дарами Волшебника и ими теперь, как огнем Прометея, владеют все, кому вздумается. Вот уж действительно, обыкновенное чудо!

-------------

Спасибо, что дочитали эту статью! Рекомендую поставить лайк и подписаться, потому что здесь всё только начинается.

Ваш Алинчик 😘