Найти тему
Андрей Филинов

КАПОДИМОНТЕ

Оглавление

Национальные музей и галереи Каподимонте действительно Capo di monte "Голова, вершина горы" - взмок, пока шел вверх пешком по Неаполю от археологического музея. Бывший дворец Бурбонов приютил коллекцию картин, предметов декоративно-прикладного искусства, сохранил исторические интерьеры, в чем можно убедиться ниже...

И по складывающейся традиции в архиве (дело было осенью 2019) сохранился совершенно случайный набор полотен: почему они привлекли внимание автора - загадка.

Тициан

Тициан. Портрет кардинала Пьетро Бембо. 1545
Тициан. Портрет кардинала Пьетро Бембо. 1545

Здесь, вероятно, имя знакомое на этикетке прочитал. Это про Тициана. Что касается кардинала Пьетро Бембо (1470-1547), то этого имени я прежде не слышал. А был кардинал личностью осень интересной. Выходец из аристократической венецианской семьи, переехал с семьей во Флоренцию где освоил тосканский диалект, на котором и писал свои гуманистические труды и лирические стихи. Жил в Ферраре. Кардиналом он стал в 1539 году. Но до того много потрудился на литературной и научной ниве. В 1505 году он опубликовал самое популярное, выдержавшее два десятка переизданий, произведение - диалоги «Азоланские беседы». Свои философские рассуждения о любви в прозе и стихах он посвятил небезызвестной Лукреции Борджиа. Вот отрывок:

Когда палач Амур, в груди бушуя,
Терзает день и ночь,
Остаться жить и мучиться невмочь,
К тебе, о смерть, спешу я.
Но лишь достигну дальнего причала,
Путь в море слез сверша,
При виде гавани окрепшая душа
Готова жить сначала.
Насмешничает жизнь, ко дну толкая,
а смерть — зовя со дна.
О сколько мук мне причинит одна,
И не прервет другая!

Известен также портрет кардинала в молодости кисти Рафаэля (они одно время вместе проживали в Урбино).

Похоронен в Риме, в базилике Святой Марии над Минервой.

Папа Павел III, а на тициановском полотне он скорее дедушка, поскольку изображен со своими внуками, которым по-родственному обеспечивал карьеру. В алой сутане - Алесандро Фарнезе. На картине ему 26 лет и он уже добрых 12 лет носит кардинальскую биретту. Но юноша образован и не чужд изящным искусствам. Собранная им коллекция скульптуры - основа собрания Археологического музея в Неаполе. Второй внук, Оттавио, захотел получить больше, чем планировал папа (то есть дедушка). Ему назначили во владение один город, а ему хотелось еще и Парму, и Пьяченцу, которые в конце концов получил, но уже при другом папе - все эти шекспировские страсти свели Павла Третьего в могилу. На картине Тициана, написанной за три года до смерти понтифик выглядит не очень бодрым, и взгляд у него тревожный такой.

Павел Третий тоже был меценатом: при нем Микеланджело написал "Страшный суд" в Сикстинской капелле, Коперник посвятил ему свой главный труд «Об обращениях небесных сфер».

Заплаканные глаза Марии Магдалин и впечатлили меня в глубокой юности, когда я рассматривал альбомы живописи Эрмитажа. Посему это авторское повторение встретил в Непальской галерее, как родное. Известны как минимум три авторские версии картины, изображающей Марию Магдалину. Можно сравнить.

Рафаэль

Рафаэль. Алтарь Барончи. Фрагмент Бог-Отец 1501
Рафаэль. Алтарь Барончи. Фрагмент Бог-Отец 1501

В начале 16-го века Рафаель расписал три алтаря в урбинских церквях. Заказ Рафаэля – от 10 декабря 1500 – был выполнен для алтаря в домашней часовне во имя Святого Августина Андреа Барончи в Чита-ди-Кастелло недалеко от Урбино — родного города художника. Живописцу тогда было 17 лет! Алтарь пострадал при землетрясении и его распилили на несколко частей.

Корреджо

Корреджо. Святой Антоний-аббат. 1517-1518.
Корреджо. Святой Антоний-аббат. 1517-1518.

Художник написал здесь первого отшельника, своего небесного покровителя в полном соответствии с традициями - в руках у пустынника колокольчик, для отпугивания бесов. (По семейным обстоятельствам я всегда особое внимание уделяю картинам со Святым Антонием)

Брейгель

Питер Брейгель Старший – Мизантроп 1568, 86см
Питер Брейгель Старший – Мизантроп 1568, 86см

Питер Брейгель часто превращал свои картины в символические ребусы. Вот и эту работу, одну из самых поздних, можно долго разглядывать, разгадывая и толкуя. Надпись на картине гласит:

"Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах"

От этого и будем отталкиваться. Главная фигура на картине, названной "Мизантроп" и есть человеконенавистник? А ненавидит он мир и человеков в нем, поскольку этот мир коварен? А сам персонаж? Он в монашеском одеянии, отгородился от этого ненавистного мира капюшоном, руки сложил молитвенно. Но под сутаной кошелек (или сердце?). И его воровски срезает неприятный оборванец. И оборванец заключен в сферу, увенчанную крестом - надо полагать, символ этого бренного мира. Идет мизантроп, оставляя за спиной доброго пастыря, на заднем плане пасущего свое стадо. Христа? Удаляется от него. И движется от светлой стороны к темной. И карлик, и мизантроп, и сохнущее древо клонятся в сторону тьмы. Остановят ли на этом пути монаха рассыпанные на дороге шипы? И кто мизантроп, в сущности? Монах или карлик? Одно ясно - это движение никогда не остановится, как крылья мельницы, вращаемые божественным ветром.

Ну, как-то так...

Наполеон в его  коронационных одеждах. Копия с картины Франсуа Жерара. 1805
Наполеон в его коронационных одеждах. Копия с картины Франсуа Жерара. 1805

В 1805 году ученик Давида написал официальный портрет Наполеона Бонапарта, сначала предназначенный для отеля Талейран, а затем хранящийся в Версальском дворце. Копии во множестве были отправлены во все концы строившейся империи. Одна из них попала в Неаполь. Скорее всего ее привез зять императора, бесстрашный и эксцентричный маршал Иоахим Мюрат, назначенный венценосным шурином королем итальянского Новгорода.

Караваджо

Караваджо. Бичевание Хриcта ок. 1607.
Караваджо. Бичевание Хриcта ок. 1607.

Что тут скажешь! Караваджо и есть Караваджо - горячо почитаемый мной живописец, картины которого безошибочно узнаёшь в любой галерее мира издалека и не щуришься, чтобы прочитать этикетку.

Сабатини

Сабатини. Святой Андрей с молящимся Якопо Лауро
Сабатини. Святой Андрей с молящимся Якопо Лауро

По понятным причинам картины, изображающие апостола Андрея, не проходят мимо моего внимания, тем более, что его тоже легко отличишь по Андреевскому кресту. Обычно он Х-образный, а здесь, на картине, вроде нет. Но второй непременный атрибут - книга присутствует. Стоящий в молитвенной позе Якопо Кауро, вероятно, заказчик картины.

Спасибо за внимание!