Читайте больше новостей в нашем Telegram-канале
Средняя дальность перевозки российской нефти из балтийских портов за год с января 2022 г. выросла в 3 раза, поэтому танкеры с российской нефтью вынуждены больше времени проводить в море. Соответственно, нужно больше танкеров.
Россия по-прежнему нуждается в европейских нефтеналивных танкерах. Они необходимы для обеспечения стабильного экспорта нефти в Азию.
Об этом пишет Bloomberg.
По данным агентства, средняя дальность перевозки российской нефти из балтийских портов за 12 мес. с января 2022 г. выросла с 3 тыс. до 9 тыс. миль.
Это связано с тем, что раньше российскую нефть покупали европейцы, а теперь главными покупателями стали Индия и Китай.
До введения эмбарго почти 50% российского экспорта сырой нефти из западных портов перевозилась на судах, принадлежащих европейским фирмам.
С учетом 3-кратного увеличения расстояний до потребителей танкеры с российской нефтью вынуждены больше времени проводить в море.
Например, танкеры, вышедшие из портов Балтики в Индию после введения эмбарго 5 декабря, еще не успели вернуться обратно.
Поэтому танкеров нужно больше.
Время в пути:
По данным Bloomberg, в январе Россия отправила на экспорт 91 партию сырой нефти.
Чтобы поддерживать такой уровень экспорта, необходимо свыше 200 танкеров, а у Совкомфлота их меньше 50 (10 танкеров типоразмера Suezmax и 32 Aframaxes).
Есть еще теневой флот, но его размеры неизвестны.
Из-за нехватки танкеров (для поддержания нынешнего уровня экспорта) доля нефти, перевозимой европейскими судами, выросла более чем на 1/3.
Цифры будут постоянно обновляться.
Большинство танкеров российского и теневого флота сейчас возвращаются после выгрузки своих грузов в Индии, поэтому вполне вероятно, что их доля в российских перевозках снова вырастет в феврале.
Но после этого зависимость от европейских судов может снова возрасти.
Отмечается, что в начале 2022 г. европейские покупатели забрали 89% нефти, отгружаемой из портов на западе России, Индия почти ничего не приобрела.
В начале 2023 г. положение изменилось на противоположное: 85% поставок направлялись в порты Индии и только 6% оставались в Средиземноморье.
Напомним, что 5 декабря официально вступил в силу предел цен в размере 60 долл. США/барр. (263,09 ринггита), введенный странами Большой семерки, Австралией и 27 государствами Европейского Союза на российскую нефть, транспортируемую морским транспортом.
Соглашение позволяет отгружать российскую нефть в третьи страны танкерами стран-членов G7 и Европейского союза, страховых компаний и кредитных организаций только в том случае, если груз закупается по цене или ниже лимита.
За несколько дней до вступления в силу нефтяного эмбарго ЕС стоимость доставки российской нефти резко выросла, поскольку все больше владельцев нефтеналивных танкеров отказывались от торговли.
Более того, ЕС ввел запрет европейским поставщикам морских услуг, нефтеналивных танкеров и страховых компаний на работу с российской нефтью при поставках покупателям из стран, не входящих в ЕС.
Источники в отрасли говорят о постоянном росте теневого флота, который включает суда, использовавшиеся для транспортировки нефти из находящихся под санкциями США Ирана и Венесуэлы.
Российские компании возвращают в эксплуатацию законсервированные суда, а судовладельцы из ЕС передают активы операторам, не входящим в G7.
Rystad Energy, консалтинговая компания в области энергетики, заявила, что в этом году Россия увеличила свой флот еще на 103 танкера .