Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Год СВО: «Становитесь предателями, и тогда вас не тронут»

Оглавление

Спецоперация сегодня — это уже не война в чистом виде, а постоянный процесс, где текущие военные успехи все время пытаются выгодно разменять. Что из этого получилось и при чем здесь крупный капитал. Предыдущие статьи цикла: части перваявтораятретья и четвертая.

Читатели сегодня задают вопросы. Например: если это третья мировая война, то почему через Украину транзитом идет газ? Почему в Болгарию и Румынию продают российскую нефть, из которой гонят дизтопливо для ВСУ? Почему Европа и США продолжают покупать российские металлы для оборонных целей? Почему через Одессу пытаются поставлять российский аммиак?

Разгадка в том, что идет не противостояние России и Запада «стенка на стенку», а противостояние отдельных групп в России с отдельными группами в Великобритании и США. Прочий же коллективный Запад выступает в роли статистов — где-то их интересы учитывают, где-то нет, но даже в случае с РФ нельзя говорить о полностью монолитной стороне конфликта.

Мальчиши-плохиши

Внутри России существуют выгодополучатели от «колониальной системы», заинтересованные в том, чтобы страна максимально долго оставалась сырьевой зоной Запада. С их точки зрения, зарабатывать деньги на сырье нужно внутри РФ, а держать их — в Великобритании и США, что гарантирует покровительство западных структур, которые, в свою очередь, выступают акционерами добывающих предприятий.

-2

Эта связка иностранных акционеров и российских топ-менеджеров, которая формировалась последние 20 лет, и есть основная мишень западных телодвижений. Именно этой группе Запад с начала СВО посылает сигнал: «Становитесь предателями, и тогда ваши капиталы не тронут. Это единственный выход, чтобы сохранить статус и собственность, передать их детям».

Владимир Путин однозначно понимает, что российский капитал пытаются перетянуть на сторону противника. Месяц назад даже прозвучала фраза: «Такие люди представляют для нас опасность».

В этом плане крайне интересно, что по итогам 12 месяцев СВО связи российского капитала и государства несколько вышли из тени. Сегодня можно уверенно сказать, что власть опирается на промышленный капитал, госконцерны, компании с государственным участием и силовой блок. Банковский же капитал наименее лоялен к СВО. Но каких-либо чисток нет, и, скорее, всем нелояльным группам дадут спокойно уйти за границу. Вероятно, это осознанное решение российского руководства.

Западники пытаются задавить оставшийся в России промышленный капитал (либо инвестированный частный, либо приватизированный в 1990-х), ограничивают ему экспорт, вводят санкции, чтобы выбить целые отрасли. И государство вынуждено усиливать регулирование и увеличивать господдержку, например, через систему гособоронзаказа. В противном случае не просто остановится производство, но и ослабнет российский военный потенциал.

На долларовом крючке. Рис. Антона Островского
На долларовом крючке. Рис. Антона Островского

Однако только дать денег сегодня мало. Нужно переломить многолетнюю установку, которая гласит, что государственное управление неэффективно, а эффективен только частный собственник. В свое время этим обеспечивали идеологическую базу для приватизации, чтобы ее приняло население. Но имелась и обратная сторона медали: в обществе тут же пропала ценность промышленного производства как элемента коллективной жизни и социальной политики. Вместо этого ключевыми ценностями были объявлены демократия, рынок, выборы, свободная конкуренция, личный успех. Сейчас все это нужно сворачивать, но какой-либо новой идеологии пока нет и не просматривается.

С другой стороны фронта

Вместо идеологии развернуто массовое информирование об СВО. Ежедневно по федеральным каналам идут многочасовые ток-шоу, где причины СВО объясняют через призму сложных материй: западная политика, козни Байдена, Великобритании и глобалистов. Все это имеет место, однако пока крайне мало конкретики о судьбе территорий Украины, о задачах операции, об ожидаемой интенсивности конфликта, о том, сколько он продлится и какова его конечная цель.

Но это не недостаток, а, скорее, технология, чтобы избежать конфронтации в российском обществе. Видимая и понятная цель СВО может не только не сплотить, но и расколоть население. Потому что все видят в операции разное: кто-то — борьбу за историческую память против нацизма, кто-то — возвращение советских территорий и восстановление СССР, кто-то — воссоединение малороссов и великороссов по образцу Российской империи, кто-то — борьбу с религиозными сектами и раскольниками. Кто-то вообще далек от поддержки операции, но чувствует, что без государства всем наступит конец, что теперь все плывут в одной лодке и в случае поражения вместе пойдут на дно.

Чтобы не разделять эти группы, цели операции и заявляют максимально размыто, через де- или анти-. К примеру, та же денацификация может пониматься упрощенно: сменить режим Зеленского, зачистить систему образования, ликвидировать «Азов» и другие неонацистские формирования. Однако это только верхушка айсберга. Ведь пока СВО не привела не то что к денацификации, а, наоборот, вызвала всплеск национализма в центральных областях Украины.

Для Польши Украина — отвлекающий маневр: шляхта уже ведет войну с Россией. Как результат — не менее 1200 погибших польских военных доставлено с Украины в Польшу.

Сегодня боевые действия возбуждают многолетнюю обоюдную ненависть между народами. На Украине это делается на нескольких уровнях. Образование подводит историческую базу под геноцид украинцев, якобы вся их история — это 1000 лет войны с Москвой. На информационном уровне это постоянные удары, типа «бучанской резни», «попадания русской ракеты в жилой дом», «орки едят собак». А на бытовом уровне представьте, что у ребенка убили отца-мобилизованного, не нациста, а обычного работягу, жителя одной из центральных областей Украины. И никакое, даже самое критическое сознание этого не выдержит, особенно у тех, кто находится в эмиграции. Люди буквально сходят с ума от ненависти, и одновременно на государственном уровне насаждается культ смерти — Небесной сотни, мертвых «героев АТО», Голодомора, постоянных похорон. Всех их убили русские, и они продолжают это делать, смотрите.

Бой после победы

Поэтому даже если РФ обеспечит контроль над центральной и южной Украиной, там останется националистическое подполье, которое будет вполне искренне, а не за деньги мстить русским. Сегодня у людей, которые потеряли близких, массово формируется новая картина мира. И именно она является основой для бандеровщины, то есть партизанских действий, террора, ликвидации властей на местах, как это и было на Украине после 1945-го. США очень хорошо умеют работать с таким материалом, именно с помощью таких кадров и велась холодная война.

Сначала западники дали украинцам идею евроинтеграции. Это был осмысленный обман, просто символ сытой жизни. А Россия у них эту евроинтеграцию забрала, и теперь нет ни сытой жизни, ни жизни вообще, кладбища переполнены. Между тем многие даже на освобожденных территориях искренне считают, что все началось в 2022 году.

Примерно 8 тысяч своих военных (из них более 5 тысяч т. н. наемников) НАТО потеряло за время боевых действий на Украине, пишет турецкое издание Hurseda со ссылкой на источник в израильской разведке.

Донбасс на Украине давно расчеловечен, его проблемы не воспринимают. «А вот у нас (в Херсоне и Запорожье) все было хорошо, и тут вдруг начали падать ракеты и сожгли родную хату». У таких людей нет не то что понимания причин СВО, но даже каких-то моральных оценок своей власти. Если ты внутри системы, она не воспринимается как нацистская. Наоборот, это была система с очень слабым государством. Плюс сами территории крайне неоднородные, они разрушены, и эти разрушения будут только увеличиваться по мере продвижения войск РФ. Это значит, что людей надо будет оттуда вывозить, и даже четыре области, где сегодня ведутся боевые действия, — это уже примерно 8 миллионов человек, почти целая Беларусь. Всех их необходимо не просто расселить и дать работу, но и убедить, что СВО была оправданна и нужна.

Около 400 единиц военной техники обнаружили немецкие журналисты в порту Бремерхафена, куда американцы перебрасывают БМП Bradley и другие машины, вероятно, для Украины. Фото Nordsee-Zeitung
Около 400 единиц военной техники обнаружили немецкие журналисты в порту Бремерхафена, куда американцы перебрасывают БМП Bradley и другие машины, вероятно, для Украины. Фото Nordsee-Zeitung

Еще больше людей остается с другой стороны фронта. Там пока массовая черно-белая картина мира, озлобленность на «орков, которые сломали мирную жизнь», и вера в победу с помощью чудо-оружия: грязной бомбы, «хаймарсов», «джавелинов», «леопардов», F16. И человек верит во всю эту чушь, потому что так устроен: нам хочется хорошего, хочется победы.

Объединение национализмов

Что при этом предлагает украинская пропаганда белорусам? США пытаются объединить польский, белорусский, украинский и прибалтийский национализм под единую задачу. Белорусскую эмиграцию и полк Калиновского приглашают на роль полицаев и говорят всему миру: «Смотрите, они знают, как обращаться с русскими». У западников вполне получилось объединить и все другие национализмы вокруг Украины, и даже поляки временно забыли о Волынской резне. Все эти группы, которые ненавидят друг друга, теперь объединяет борьба с «империалистической Москвой».

Конечно, все это имеет и экономическое измерение. Им рисуют перспективу грабить Россию, получать оттуда репарации, разделить территорию на регионы и управлять ресурсами. Для всего этого нужны кадры, то есть полицаи, знающие местную специфику, а в идеале должно быть, как в Африке: несколько слабых государств с границами под линейку, власть иностранных корпораций и военные базы, где сидят иностранные ЧВК.

Поэтому противник мотивирован и хорошо знает, за что борется. Ему нарисовали сладкую картину мира, где он будет ходить в пробковом шлеме по новой колонии, а вот за что борются российская армия, народная милиция ЛДНР и «Вагнер», понятно далеко не всем даже в самой России. Против чего — да, а вот за что — за 12 месяцев СВО мы так и не услышали. Говорилось о сломе западного миропорядка и о борьбе с колониализмом, но как это будет реализовано, сложно сказать. По факту же Россия преодолевает наследие 1990-х годов, которое выражалось не столько в бедности граждан (это как раз удалось исправить), а в том, что вокруг российского государства появились влиятельные теневые группы, те самые мальчиши-плохиши, завязанные на Запад и сырьевой капитал. И практика показывает, что если, условно, ситуация ухудшалась 10 лет подряд, то столько же лет подряд ее придется улучшать, чтобы прийти к прежнему уровню. Собственно, это и есть ответ о сроках СВО. Они не так важны, потому что нормализация займет гораздо больше времени, чем сами боевые действия.

Текст: Андрей Лазуткин

Фото: nato.int, Nordsee-Zeitung, телеграм-каналы