В современном мире роль воспитателя важна как никогда. Дети, которые растут без должной эмоциональной поддержки со стороны своих воспитателей, часто оказываются в состоянии смятения. Процесс эмоционального отвержения со стороны опекуна может иметь далеко идущие последствия для развития личности ребенка и его будущих отношений. Рассмотрим динамику эмоционального отвержения со стороны воспитателя и его влияние на эмоциональное и психологическое благополучие ребенка, основываясь на материалах книги К. Аспер «Психология нарциссической личности».
Когда ребенок эмоционально отвергается воспитателем, он вынужден разрабатывать стратегию выживания. Это часто приводит к внедрению патриархальных требований "долга" в раннем возрасте. Психика ребенка формируется под влиянием этих требований и ожиданий, которые питают негативную сторону анимуса (или анимы). Анимус в аналитической психологии представляет собой мужскую сторону личности женщины, а анима женскую сторону личности мужчины. Когда анимус (или анима) становится негативным, это может привести к чувству долга и обязанности, которое отделено от эмоциональных потребностей и желаний ребенка.
В результате такого эмоционального отвержения ребенок пытается помочь себе, добиваясь признания со стороны других. Он пытается соответствовать ожиданиям других, угодить им, чтобы почувствовать, что его ценят и принимают. Это приводит к потере самости, поскольку ребенок определяется ожиданиями других, а не своей собственной уникальной индивидуальностью. В то же время у ребенка формируется относительно сильный защитный фасад или "персона" (маска), как это называется в аналитической психологии. Персона - это маска, которую ребенок надевает, чтобы скрыть свое истинное "я" от других. Это может привести к чувству оторванности от мира и ощущению пустоты, поскольку ребенок чувствует, что его никто по-настоящему не знает.
Последствия эмоционального отвержения со стороны опекуна могут длиться всю жизнь. Дети, выросшие в такой среде, часто борются с чувством никчемности и неуверенности в себе. У них могут возникнуть трудности с формированием значимых отношений, поскольку они не могут доверять другим и боятся быть отвергнутыми. Они также могут страдать от тревоги и депрессии, поскольку чувствуют себя оторванными от мира и лишенными цели в жизни.
Человеческое "я" - это сложная и многогранная сущность, которая играет центральную роль в нашей жизни. Оно помогает нам ориентироваться в мире, принимать решения и строить отношения с другими людьми. Однако, когда эго формируется в ответ на травматический опыт, оно может стать "замаскированным", что приводит к широкому спектру эмоциональных и психологических трудностей.
Термин "маскированное поведение" относится к процессу, с помощью которого эго изолирует себя от прежних болезненных переживаний. Такая изоляция часто является реакцией на детскую травму и служит для того, чтобы защитить человека от переживания подобной боли в настоящем. Однако за эту защиту приходится платить. Когда эго замаскировано, человек отключается от своих истинных чувств, что приводит к амнезии. Эта амнезия может проявляться в виде забывания своего детства, что затрудняет установление связи между прошлым опытом и текущими проблемами.
Процесс маскировки поведения также лишает человека способности испытывать свои истинные чувства. Эго становится настолько сосредоточенным на защите от боли, что закрывает способность человека чувствовать. Это может привести к ощущению пустоты и оторванности от мира, так как человек не может соединиться со своими эмоциями и желаниями. Это также может привести к трудностям в формировании значимых отношений, поскольку человек не может доверять другим и боится отказа.
Последствия маскированного поведения могут быть далеко идущими и длительными. Люди, которые борются с этой проблемой, часто оказываются в состоянии смятения, поскольку не могут понять глубинные причины своих эмоциональных и психологических трудностей.
В нашем современном мире концепция поведения "под маской" становится все более актуальной. Люди часто прячутся за масками, чтобы защитить себя от собственной боли и избежать повторения подобного опыта в настоящем. Это особенно верно для тех, кто пережил нарциссическую травму в детстве. Когда ребенок эмоционально отвергается воспитателем, он вынужден разрабатывать стратегию выживания, которая часто включает в себя создание маски, чтобы изолировать себя от боли прошлого.
Процесс создания этой маски может иметь далеко идущие последствия для эмоционального и психологического благополучия человека. Защитный фасад, или "персона", действует как барьер между человеком и его собственными чувствами. Это приводит к состоянию эмоциональной амнезии, когда человек забывает свои детские переживания и не способен испытывать свои истинные чувства. Нить, которая когда-то связывала человека с его детскими переживаниями, обрывается, что затрудняет обнаружение следов этих переживаний в дальнейшей жизни.
Такое состояние эмоциональной амнезии гораздо чаще встречается у людей, переживших нарциссическую травму, чем у тех, кто ее не пережил. В результате эти люди лишены возможности испытывать свои истинные чувства, поскольку их собственная способность чувствовать закрыта от них. Они не могут переработать свои эмоции, что может привести к ощущению пустоты, разобщенности и растерянности.
Важно понимать, что маска не является постоянной частью личности человека. Это защитный механизм, созданный в ответ на конкретный травматический опыт. Цель терапии и самоисследования - помочь человеку снять маску и заново открыть свое истинное "я". Противостоя боли прошлого и перерабатывая эмоции, которые были подавлены, человек может вернуть себе чувство связи с миром и ощущение цели в жизни.
Ярким примером такого воспитания является скандальный американский рок-музыкант GG Allin, широко известный своими эксцентричными выходками и постоянными драками с публикой. Одни его боготворят, другие искренне ненавидят. Однако, прежде чем выносить негативные суждения, следует взглянуть на историю детства Кевин Майкла Аллина (настоящее имя GG Allin’а). Дело в том, что отец маленького Кевина был религиозным фанатиком и алкоголиком, который вырыл в подполье могилы и постоянно терроризировал свою семью, угрожая убить жену и детей. Они жили в старом отдалённом домишке без электричества и воды. Позже Мать Кевина убежала с детьми от своего супруга, однако, детская личность на тот момент была уже сильно травмирована. Когда Кевин начал ходить в школу, над ним издевались одноклассники, так как он был не такой как все. GG Allin погиб от передозировки наркотических веществ в возрасте 36 лет.
В заключение следует отметить, что важно понимать, какое влияние на развитие ребенка может оказать эмоциональное отвержение со стороны воспитателя. Дети, растущие в такой среде, часто сталкиваются с серьезными проблемами, которые могут оказать длительное влияние на их эмоциональное и психологическое благополучие. Воспитателям крайне важно оказывать эмоциональную поддержку и принимать детей, поскольку это может способствовать формированию здорового чувства собственного достоинства и подготовить их к трудностям взрослой жизни. Таким образом, мы можем помочь обеспечить следующее поколение ресурсами и устойчивостью, необходимыми для полноценной и значимой жизни.