Найти тему
СовКино

"Поздняя встреча": несколько слов в защиту жены Гущина

В прошлый раз я планировала писать вовсе не про благородного Гущина. Но так получилось, что пост, в итоге, вышел о нём. У меня бывает... Помните, как девочка Женя в сказке Валентина Катаева собирала землянику? "Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится"... Вот подобное периодически происходит и с вашей Совой: планирует материал на одну тему, но в процессе сама собой как-то вытанцовывается совсем другая... "Мои мысли, мои скакунысли", как философски говаривал в незапамятные времена один, ныне уже покойный, Совиный знакомый.

Я вообще-то очень хотела поговорить про эту женщину -- отнюдь не самую центральную героиню фильма "Поздняя встреча". Но, тем не менее, именно на неё создатели картины -- и даже сам Юрий Маркович Нагибин, автор повести "Срочно требуются седые человеческие волосы", легшей в основу, -- возлагают вину за неприкаянность, хроническую несчастность и неудовлетворенность главного героя.

Маша (Маргарита Володина)
Маша (Маргарита Володина)

Жена Сергея Ивановича Гущина. Её вообще-то зовут Маша, Мария Васильевна. Но об этом можно узнать, лишь прочитав первоисточник. В фильме Гущин не называет жену никак. Он и смотреть на неё старается пореже, а если уж кинет взгляд -- то тяжёлый, осуждающий...

Какие же у него, по большому счету, претензии к женщине, живущей с ним долгие годы? Терпящей его снобский характер, высокомерные замечания, мелкие придирки и прочие вытребеньки? Чувствующей, как и всякая на её месте почувствовала бы, что любви к ней у мужа давно уже нет (если она вообще когда-то существовала)?..

Он их охотно озвучивает, эти претензии, почему нет: "Я давно хочу тебя спросить, куда девалась та девчонка с огромными добрыми глазами?"

Вот, оказывается, в чём дело. И говорит Гущин это своей жене в тот момент, когда мысленно собирает чемоданчик, чтобы свалить в Ленинград, где, от волнения переступая с ноги на ногу и немного подпрыгивая, его уже ждёт очередная молодая влюблённая жертва -- с огромными и добрыми, ага.

-2

"Как мне трудно с тобой! Скучно, пусто, одиноко, душно!" -- в сердцах восклицает Мария Васильевна. Она уже сходит с ума рядом с этим человеком, вечно угрюмым и недовольным. Да, стала выпивать, а кто бы не стал на её месте?

Да, вела себя как ребёнок, который хулиганит и капризничает, давая взрослым понять таким образом, что ему не хватает внимания, любви, любопытства к его персоне... Ну просто потому что не умела по-другому вызвать к себе интерес.

-3

"Если бы на фронте мне кто-нибудь сказал, что я буду жить такой безропотной, рабской жизнью, я пристрелил бы его на месте". Это Гущин -- дочери, чтобы как-то оправдать своё предательство, уход из семьи. То есть, снова подчёркивает именно своё невыносимое здесь существование. И бедная девочка торопится успокоить его, снимает с отцовской души тяжкий грех, отпускает, прощает: "Я всё понимаю, давно пора было. Ты-то из нас всех больше всего заслуживаешь счастья"... То есть, в дочерину голову тоже с самого детства была вбита идея, что отец -- возвышающийся над людскими пороками несчастный страдалец, живущий не своей жизнью. Мученик...

-4

А Маша в это время, сидя на диванчике, давится слезами. Но кому это интересно, ̶с̶а̶м̶а̶ ̶д̶у̶р̶а̶ ̶в̶и̶н̶о̶в̶а̶т̶а̶ ̶.

Он ведь так и не ушёл, помните? Распрощался со своими женщинами, вышел из подъезда, обернулся, увидел жену, стоящую на балконе. И что-то в её лице заставило его вернуться... То ли выражение полнейшего отчаяния и опрокинутости, либо... Либо Гущин внезапно вспомнил, что он вообще-то благородный и великодушный. И пора бы об этом снова всем громко заявить.

Не думаю, что этим актом милосердия он сделал Машу счастливой. Сомневаюсь, что стал предпринимать какие-то попытки улучшить отношения, окружить заботой, теплом. Скорее всего, снова тут же занял привычную позицию в своём любимом, просиженном кресле, в углу: в одной руке -- альбом с изображениями петербургских зданий работы Джакомо Кваренги и Валлена-Деламота, в другой -- лупа. Под носом, как обычно -- кусок г*вна.

Самые первые кадры фильма говорят о том, что спустя некоторое количество времени Гущин опять оказался в Ленинграде -- на этот раз поводом послужила встреча однополчан. Но, тем не менее, он искал там встречи с Наташей. Несмотря на то, что в прошлый раз поступил с девушкой из рук вон подло.

К плохо скрываемому разочарованию и изумлению Сергея Ивановича, Наташа не застыла как муха в янтаре в ожидании его, а упорхнула на край географии -- в Хабаровск.

А вот Маше некуда было бежать. Думаю, она тысячу раз пожалела, что приняла мужа обратно. И многими, многими ночами, лежа рядом с холодным, чужим, отторгающим её человеком, представляла себе, как могла сложиться её судьба, не дай она тогда слабинку...

-5

Почему меня так раздражают некоторые положительные герои Баталова

Сова надеется на ваши ❤️❤️❤️ и подписки, потому что эта птица старается делиться с вами своими мыслями. К тому же, она всегда рада обсуждениям в своём блоге. Спасибо, что дочитали до конца.