Найти тему
Дневник М и Ко

Почему учитель не радуется, если ученик его технически "обхитрил"?

- А представь, что ты попал на необитаемый остров. Как тебе там твой телефон с калькулятором поможет?

- Да мне там и тангенсы с неправильными глаголами не сильно нужны будут.

Мы живем с вами в век технологий, в век науки, в век прогресса (если не учитывать нюансы). И наши дети живут в этом же самом веке.

А как считаете - пришло ли уже время часть знаний, которые раньше хранились в голове на отдельной полочке, делегировать различным хитроумным устройствам?

Взять, к примеру, двух юношей, которые устроились на работу специалистами. Один - умный, а другой - троечник.

Один сидит и высчитывает по формулам на бумажке, а другой - пользуется информацией из Интернета, а также онлайн ресурсами.

Естественно, у второго работа кипит в десять раз быстрее.

Но тут выключается электричество.

- Ага! - кричит первый и догоняет второго.

А еще там был третий, но он программист. Это такой умный троечник.

Он сходил и включил рубильник, а потом написал программку, которая сама искала в Интернете, анализировала и заполняла необходимые данные.

- Если переложить все обязанности на хитроумные устройства, то начнешь деградировать, - так скажет человек с бутербродами, разложенными в два ряда возле телевизора.

Так ли это?

Я не Коннор, а потому проверять не буду.

Но у меня есть мнение, что всё то, что облегчило нашу жизнь (телефоны, стиральные машины, пылесосы, автомобили, самолеты), действительно облегчили жизнь, но наши мышцы не атрофировались.

Вряд ли есть те, кто скажет:

- Вы сами пользуйтесь этими пылесосами, пусть они душу из вас дальше высасывают, а я буду по-старинке - при помощи веничка и совочка.

Может быть какую-то часть работ переложить на "хитроумные устройства"?

Зачем, к примеру, тратить время на чертежи на ватмане, если при помощи компьютера можно всё сделать в разы быстрее, а освободившееся время потратить на духовное просвещение?

Или, например. зачем учить константы, если сегодня Интернет есть практически везде. А там, где его нет, там и константы не нужны, там нужны знания о съедобных корешках.

Теперь я подбираюсь к главному вопросу:

Должен ли учитель учитывать, что школьники облегчают себе работу?

К примеру, самое элементарное - ученик сдул домашнюю работу из Интернета.

Этим занимаются, наверное, каждые пять из семи.

Наверняка учитель догадывается, так как дома они решают задачу тремя способами, а на уроке не помнят с какой стороны юг у равнобедренного треугольника.

Или, например, учитель задает сделать дома "сообщение", "доклад", "найти информацию" про кого-то или про что-то.

Вряд ли есть такие дети, которые достают с антресолей БСЭ, ищут там материалы XX съезда, переводят их на "английский язык", а потом сдают сообщение на тему "что-нибудь по истории нашей страны".

Естественно, все заходят (или выходят?) в Интернет, берут там нужное, тут же распечатывают, а на следующей день радуют учителя.

Я тут своим показываю "достижения" нейросетей. Старший уже нашел практический смысл (но писать я тут про это не буду, так как есть шпиёны).

И вроде бы хорошо - в море информации ребенок берет то, что нужно.

- А что нужно? И зачем нужно? Вот вы в детстве когда-нибудь задумывались, что однажды вам будет ничего не нужно? А нужно ли то, что нам не нужно? - именно так начали бы свой полилог мужчины из "Квартета И".

Может быть хорошо, что ребенок использует некоторые достижения техники и науки?

- Пройдите викторину, - говорят в школе.

А ребенок нашел ответы на викторину, набрал максимальное количество баллов - 50 баллов из 50, и занял почетное 1549 место (случай из моей жизни).

- А можно пользоваться калькуляторами? - часто спрашивают у учителей дети.

- Нет. Только счетными палочками.

- А можно пользоваться словарями?

- Нет. Их не для этих целей составляли.

- А можно пользоваться картой?

- Можно. Но на контрольной работе нельзя.

- А можно пнуть волейбольный мяч?

И вот, значит, вроде как вкалывают роботы, а не человек, но человек должен пользоваться трудом роботов. Иначе зачем они нужны?

Или нет?

А может быть прежде, чем выдать ребенку рыбу, дать ему удочку? Пусть сам сначала наловит. Научится копать червей, искать у червя зад, правильно забрасывать, говорить присказки, медитировать над поплавком и т.д.

Но нет, он возьмет и закажет роллы с доставкой. А почему так? Да потому, что его родители забыли отвязать карточку от сервиса доставки.

Короче, палка о двух концах, как и среднестатистический дождевой червяк.

Вроде как и то верно, и вот это. Нужна золотая середина.

Только вот эту середину искать еще сложнее, так как не видно ни конца, ни края.

А еще кто-то из древних на эту тему говорил: "Если не видно конца, то значит - это бесконечно".

Но может быть и не говорил. А может и говорил, но никто не записал. А может быть совсем не то говорил, просто это я так перевел.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц