Инспекторы ГАИ будут проверять скоростной режим не только авто, но и электроскутеров. А ещё улицы Гомеля продолжат перестраивать, делая их безопасными для всех участников дорожного движения. Начальник управления ГАИ УВД Гомельского облисполкома Андрей Гаркуша и его коллеги рассказали о задачах, стоящих перед ведомством в современных реалиях.
Права на автомате
С 11 января в Беларуси появилась возможность учиться управлению автомобилем с коробкой-автоматом. Через пару-тройку месяцев первые выпускники автошкол уже придут на экзамен в ГАИ. В ведомстве к этому готовы.
При успешной сдаче экзаменов таким водителям будут выдаваться удостоверения с особой отметкой АТ. Они смогут управлять машиной с автоматической коробкой передач, но если сядут в авто с механикой, то будут считаться бесправниками со всеми вытекающими.
Впоследствии можно будет дополнительно сдать практическую часть экзамена в ГАИ и получить удостоверение для управления машиной и с механической коробкой.
Автомобиль с АКПП для приёма практического экзамена в подразделении Гомельская ГАИ уже получила.
Велосипедисты получат свои светофоры
Последняя редакция ПДД дала велосипедистам право не спешиваться при пересечении проезжей части по регулируемому пешеходному переходу. Но есть нюанс, на который многие не обращают внимания: движение по боковой линии перехода разрешено только со скоростью пешехода.
– Уточнение внесено ради безопасности самих велосипедистов. Им необходимо держать в уме время реакции поворачивающего водителя и время остановки автомобиля. Этого требует инстинкт самосохранения. Чтобы дополнительно себя обезопасить, велосипедисты должны носить одежду со световозвращающим элементом, – прокомментировал начальник управления.
В ГАИ ожидают популяризацию велодвижения, ведь инфраструктура будет развиваться. Сеть и так выросла за прошлый год на 7,5 км. В этом году будет достроена обособленная велодорожка на Северо-Западном обходе до самого Ерёмино. Такая же предусмотрена проектом расширения до 4-х полос автодороги на Урицкое.
А в черте города велодорожку построят на продолжении магистрали Север – Юг между улицами Жукова и Хмельницкого с примыканием улицы Пенязькова. Более того, на этом объекте обустроят велопереезды с велосветофорами. И это тоже план 2023 года.
Не пешеход и не мопед
Моноколёса, электросамокаты и другие подобные устройства получили в ПДД определение средств персональной мобильности. А их пользователи уравнены в правах и обязанностях с пешеходами.
– Это означает, что на мобильных средствах запрещено передвигаться по дорогам общего пользования. Разрешено ездить по тротуарам и велодорожкам. Скорость движения в границах населённого пункта – до 25 км/ч. В Минске уже используются датчики измерения скорости именно этих участников движения. Мы перенесём этот опыт и в Гомель, – дополнил начальник межрайонного отдела ГАИ Николай Кухаренко.
На дороги общего пользования можно выехать на электроскутере, если он поставлен на учёт в ГАИ. Однако устройства с конструктивной скоростью до 50 км/ч и мощностью двигателя до 4 кВт регистрации не подлежат.
Мотохулиганов лишат сезона
В ПДД прописан запрет на перевозку нетрезвых пассажиров на мопедах и мотоциклах. Запрещено ездить на одном колесе, не держа руки на руле, а ноги – на педалях.
– В управление поступает много обоснованных жалоб на бесчинства мотохулиганов, которые передвигаются по городу с превышением скорости и допустимого уровня шума. Делают это ради того, чтобы выделиться, стать заметнее. Будьте уверены, вас заметит и ГАИ. В начале сезона у нас будут приборы для измерения уровня шума, а скорость есть чем контролировать уже сейчас.
Любители покрасоваться на одном колесе и отпустить руль могут быть лишены права управления транспортным средством на срок до 6 месяцев с постановкой мотоцикла на охраняемую стоянку. Байки тех, кто изменил конструкцию ради громкого звукового сопровождения, отправятся туда же до проведения судебно-технической экспертизы. И те, и другие с высокой долей вероятности пропустят мотосезон полностью, – предупредил Андрей Гаркуша.
Отдельное предупреждение адресовали хитрецам, пытающимся скрыть номерной знак. Такое нарушение может потянуть на штраф до 10 базовых величин.
В прошлом году к ответственности за различные нарушения привлечены 350 мотоциклистов.
Табу на остановку
Расширены полномочия автоинспекторов в части эвакуации транспортных средств, припаркованных с нарушениями.
– Ранее принудительно эвакуировались машины, создающие непосредственную угрозу безопасности дорожного движения. Могли увезти авто, оставленное вблизи пешеходного перехода, мешающее движению общественного транспорта. Теперь же инспектор имеет полное право вызвать эвакуатор и забрать «чужой» автомобиль прямо со стоянки, если он припаркован на обозначенных местах для инвалидов и местах для зарядки электромобилей, – уточнил Николай Кухаренко.
Пешеходов оберегают, как могут
Есть комплекс мер, который называется «Добрая дорога», а на его основе облисполком ежегодно разрабатывает свои мероприятия по обеспечению безопасности, в том числе инженерного характера.
Только в прошлом году на территории области построили 6 новых светофорных объектов, устроили более 50 искусственных неровностей (включая подъездные пути к учреждениям образования и на улицах по маршрутам «дом – школа – дом»), проложили 6,5 км тротуаров и пешеходных дорожек, у 29 образовательных учреждений создали площадки для безопасной посадки-высадки детей из транспорта.
На 22 пешеходных переходах повесили дополнительные светильники или заменили ламповые на более яркие светодиодные. Подъезды к 25 переходам для увеличения угла обзора огородили столбиками или полусферами.
Построена фонарная магистраль на выезде из Гомеля в сторону Речицы. На участке от Солнечной до Рандовского кладбища, где сбивали шедших по краям дороги людей в тёмной одежде, теперь светло как днём.
В 2023 году мероприятия из приведённого выше списка согласованы уже для 160 переходов и перекрёстков. Большие стройки площадок для высадки детей и новых парковок развернутся у средних школ №№53 и 67. Прилегающие к другим школам и садам территории модернизируют по необходимости.
Смертельный наезд на пожилого мужчину, который не успел перейти дорогу на зелёный свет, случился на Советской 6 февраля. Печальное событие побудило Госавтоинспекцию подготовить предложения местным властям об оборудовании целого ряда перекрёстков на центральной улице островками безопасности.
На заметку пешеходам стоит отметить, что водители не обязаны жать на тормоз в тот же миг, как вы появитесь у бордюра с противоположной стороны дороги. Они имеют право продолжать движение, если между авто и пешеходом остаются ещё две полосы или полоса с травяной полосой, трамвайной линией.
Нарушители в объективе
Как сообщили в управлении ГАИ, мобильные датчики режимов движения будут работать в Гомеле и на загородных трассах и днём, и ночью.
Продолжат нести службу патрули на спецавтомобилях. А прямо в потоке нарушителей будет выявлять экипаж на ничем не выделяющемся авто гражданского вида с оборудованием для фиксации. Он будет работать как в паре с патрульным автомобилем в спецокраске, так и самостоятельно. Избежать штрафа «из ниоткуда» просто: нужно с точностью соблюдать Правила дорожного движения.
Яндекс – не такси?
Начальник управления Андрей Гаркуша признал, что в настоящее время контроль за перевозками пассажиров автомобилями такси ослаблен. Но машины с известными брендами на бортах и не являются такси в юридическом смысле.
– Правила дорожного движения делают некоторые исключения для такси. В частности, им допускается невыполнение требований некоторых дорожных знаков. Но водитель такси – это наёмный работник компании, у него должен быть путевой лист. Агрегатор же, по сути, предоставляет двум сторонам – водителю и пассажиру – возможность коммуникации, не более. Предложения по усилению контроля за этим сектором перевозок время от времени озвучиваются, но в законодательную форму не облечены, – объяснили в ГАИ.
Тем не менее, в прошлом году за нарушения ПДД привлечены к ответственности более 5 000 водителей, называющих себя таксистами.