Найти тему

Репетиторы для ребёнка-надомника: наш опыт

Один из комментариев моей постоянной читательницы натолкнул на идею рассказа о поиске репетиторов для старшего сына, обучающегося надомно. Поделюсь, как у нас с этим дело обстояло и обстоит.

Зачем вообще нужен репетитор в начальной и средней школе, - спрашивают нередко у меня. Кому-то для того чтобы не делать уроки с ребёнком в силу высокой рабочей занятости и малого количества свободного времени. Кому-то для разжевывания тем, которые ребёнок не усваивает в школе из-за медлительности или низкой мотивации. У меня и те, и другие среди знакомых есть. Но наша история немножко другая.

Из архива моего старшенького. Любезно разрешил воспользоваться
Из архива моего старшенького. Любезно разрешил воспользоваться

Мой сын со 2 класса и по сей день на постоянной основе взаимодействует только с репетитором по иностранным языкам. Сначала это был программный английский. Теперь второй год учит ещё и немецкий для себя.

В середине 2 класса, когда мы перевели сына из подмосковной школы в московскую, столкнулись с несовпадением программ. В Подмосковье английский язык только начали изучать. В Москве его преподавали с 1 класса углублённо. Нам нужно было догонять программу быстрыми темпами под руководством человека, умеющего это делать правильно. Скажу сразу: мой основной иностранный -- французский. Английский знала на тот момент хуже.

Через полгода занятий ребёнка моего по английскому за 2 класс аттестовали. Конечно, на аттестации он ещё знал не всё: 2 года за 6 месяцев выучить непросто. Но прочитать и перевести текст сумел хорошо. И потом всё лето мы занимались усердно трижды в неделю.

В 3 классе, когда обучение из семейного трансформировалось в надомное, сына уже честно хвалили. Он всё нагнал. И сейчас его оценка по английскому -- пять баллов. Этот предмет он считает лёгким.

Сын, конечно, молодец. Тут и спорить не приходится. Но его успех -- во многом результат работы нашего репетитора. Нашла я её через сервис поиска специалистов "Профи.ру". Это не реклама) Мне никто не заплатит, увы) Но там я искала и сантехников, и ремонтников, и клинеров, и ещё десяток других представителей разных профессий. Вот и репетитора нашла.

Где-то на московских улицах
Где-то на московских улицах

В своём объявлении сразу указала, что ребёнок учится на семейном, что он эмоциональный, неусидчивый (на тот момент). Соответственно, ничего не скрывала, но и не расписывала разные медицинские тонкости. Я так думаю, кого-то имеющиеся характеристики уже отпугнули. Но предложений мне поступило много. Одни я отвергала из-за высокой стоимости часа занятий. Другие из-за непонятных, неполных анкет даже без фото. В итоге остались 2 варианта: девушка с опытом работы в массовой школе и девушка с опытом жизни в языковой среде. Выбрала первый, потому что мне было важно, чтобы специалист имел представление о реальных детях. Плюс, в разговоре вторая кандидатура мне показалась очень самовлюбленной и надменной. Я сразу поняла, что она будет не в восторге от моего шумного ребёнка.

Изначально сын занимался с репетитором очно. Самый первый от момента встречи месяц занятий шёл непросто. Это сейчас мой сынок ведёт себя предельно культурно, а тогда он бедную 26-летнюю девочку испытывал на прочность. И не хотел заниматься, и ныл, что долго, неинтересно. И на посторонние темы пытался разговорить. Она всё с честью выдержала, установила свои границы и правила. Оказалась умница из умниц! И добрая, и терпеливая беспредельно, но при этом своего от ученика добьётся обязательно.

Потом "зараза" всех посадила по домам, и занятия перешли в онлайн. Адаптировались к формату быстро. Результат хуже не стал. Но, думаю, в начале знакомства лучше заниматься в режиме присутствия педагога рядом.

Я по сей день рада, что выбрала именно этого репетитора, поверив чутью. За английский душа не болит. Знаю, что отработает с сыном всё, что надо, когда надо и в нужном объёме. По сути, ей я полностью делегировала свои обязанности в рамках предмета.

Везение везением, но вообще предложений по репетиторству по разным предметам сотни и тысячи. Какими бы ни были дети, которым требуется учитель, вариант найдётся. Тем более что заниматься можно с человеком, находящимся где угодно. Хоть в Москве, хоть в алтайской деревне, хоть за рубежом. Был бы Интернет. От локации учителя, его опыта, наработок зависит и стоимость. То есть грамотный студент старшего курса -- одни расходы, а учитель лицея с грамотой почётного работника образования -- другие. Кто-то готов работать только с гением, кому-то интересно вытащить двоечника на "четвёрку", кому-то тупо нужны деньги, и всё равно, кого учить. Родителям нужно чётко формулировать свой запрос, и ответ не заставит себя долго ждать. Они платят деньги, потому могут диктовать свои правила. Я о разумных правилах, естественно)

Аквариум в ботаническом саду
Аквариум в ботаническом саду

Ещё одного специалиста для сына я искала по математике. Когда у него из-за перехода в инклюзивную школу практически месяц выпал из нормальной программы. В школе на надомном, куда мы вернулись, за 3 часа в неделю вместо 5 (как у всех) догнать темы было невозможно. Потому нашли специалиста. И через месяц от этой идеи отказались. Потому что мне не понравилась её методика: она из раза в раз тупо проговаривала решение заданий вслух, не объясняя толком. А на заднем плане щебетали маленькие дети. Скажу честно: я элементарно пожадничала, и решила, что так же я и сама могу. Потому делала дополнительные задания по предмету с сыном лично. Полёт нормальный: на хорошую "4" предмет знает. Половинки балла не хватает из-за невнимательности.

Естественно, при необходимости я могла бы найти нового репетитора. Но коли сами справляемся -- как и по всем остальным предметам -- обходимся. Опыт с математиком в этом плане был весьма отрезвляющим. Не боги горшки обжигают. Так что не стоило мне принижать свои математические способности.

Сейчас у сына есть дополнительные занятия по математике. Но это не работа по программе. Ему даются задания "со звездочкой", которые сложно и одновременно интересно делать. На развитие логики и сообразительности.

Есть занятия по программированию. Но это тоже не школа, а дополнительная нагрузка. Вот там, мне кажется, никаким ребёнком вообще никого не удивишь. Сейчас аутичные дети вообще очень тяготеют к IT-тематике. А в компаниях среди разработчиков, тестировщиков и аналитиков хватает чудиков. О чем говорю -- знаю.

Не знаю, как будет, но почему-то чувствую, что это не последние репетиторы для сына. Впереди в любом случае выпускной 9 класс, и сдавать ОГЭ придётся. Что-то мне подсказывает, что одной школой с её неполной рабочей программой не обойдёмся. Но это даже и неплохо. Иметь преподавателя, к которому можно обратиться по всем вопросам в рамках предмета, очень приятно. Пусть даже за это нужно платить.