«В последнее время появилось много песен про такси. А во времена моей молодости только Миша Боярский пел «Зеленоглазое такси» и ещё была песня моего сочинения»,
- так выразился автор и исполнитель Игорь Николаев, отгадывая собственную песню в гостях у Валдиса Пельша в полуфинальном раунде передачи «Угадай мелодию» сезона 2023 года.
Игорь Юрьевич прав, образ такси излюблен авторами-песенниками и всё чаще встречается в текстах. Вспоминается, например, «Полуночное такси» Димы Билана и многие другие песни. Хит Николаева официально называется «Такси, такси», с двойным повтором слова, без всяких прилагательных. А в народе её опознают просто как «Такси». В рубрике «Песни разных поколений» я рассказываю о двух хитах с одинаковыми или очень схожими названиями, которые разделяет внушительный временной промежуток. В сегодняшнем выпуске, если уж совсем докапываться, названия песен не идентичны. Пару авторской композиции Игоря Николаева составил хит «Такси» из середины 2010-х годов, от популярной исполнительницы и автора песен, работающей на стыке традиционной поп-музыки и современного «ар-н-би». Хиты вышли в свет с разницей в 24 года. Композиции совсем разные по характеру, помимо центрального образа в названии их объединяет ещё и то, что обе они являются авторскими, написаны самими исполнителями.
Оговорюсь, что в рамках рубрики сравнение не предполагается, интерес представляет динамика образа, как одни и те же мотивы воплощают музыканты разных возрастов и творческих парадигм.
«Такси, такси, вези, вези вдоль ночных домов, мимо чьих-то снов»
Год 1992. Певец и композитор Игорь Николаев женится вторым браком на уроженке Киева Наталье Порывай, которую его стараниями страна уже знала как певицу Наташу Королеву. К тому моменту Игорь Юрьевич –видная фигура отечественной поп-музыки, как бы выразились сегодня, популярный хит-мейкер, чьи песни звучали и в авторском исполнении, и голосами других артистов. В частности, в начале 90-х Николаев активно сотрудничал с Ириной Аллегровой.
С Наташей Королевой он познакомился ещё в 1989 и взял юную киевлянку под своё крыло, в 1990 году вышел первый альбом исполнительницы «Желтые тюльпаны», состоявший из песен Николаева.
1992 в судьбе и карьере Николаева и Королевой был ознаменован созданием семейного союза, совместной концертной программой и альбомом под названием «Дельфин и русалка». Для всех восьми песен альбома слова и музыка написаны Игорем Николаевым. «Такси, такси» была впервые издана в составе этой пластинки первым треком на второй стороне.
Заглавная композиция альбома стала «визитной карточкой» дуэта, её название закрепилось за семейным творческим союзом, как прозвище, Николаева и Королеву окрестили «Дельфином и русалкой».
Песня, открывшая вторую сторону, стала не менее ярким хитом, памятным сквозь десятилетия.
«Такси, такси, вези, вези вдоль ночных домов, мимо чьих-то снов»,
- эти николаевские строки знакомы слушателям разных поколений и с большой долей вероятности первыми всплывут в памяти при попытке вспомнить известные песни о такси.
Композиция прозвучала среди главных хитов 1992 года в хит-параде «Останкино», концерте, вышедшем в новогоднем эфире вместо традиционного фестиваля «Песня-92». Это был единственный год в истории, когда легендарная «Песня года» прошла под другой вывеской. В числе лауреатов оказались сразу три хита авторства Николаева: «Такси, такси», «Ласточка», сольно исполненная Королевой, и «Младший лейтенант» Ирины Аллегровой.
После распада творческого и семейного союза композицию «Такси, такси», изначально предназначенную для дуэтного исполнения, Николаев несколько раз исполнял с другими певицами. Так в 2003 году певец и композитор выступил в одном из отчетных концертов второго сезона «Фабрики звезд», партнершей стала участница проекта Елена Терлеева, запомнившаяся широкой публике хитом «Забери солнце с собою».
В тот же период знаменитый хит «Такси, такси» в дуэте с автором довелось спеть Кате Лель.
В разные годы Николаев неоднократно исполнял её и сольно.
«Такси туда и обратно, я знаю, что будет завтра»
Год 2016. На российские экраны выходит комедия «Жених», детище канала «ТНТ» и киностудии «Солярис». В качестве режиссеров выступили Александр Незлобин и Заур Болотаев, одну из главных ролей исполнил Сергей Светлаков. Песня, которая прозвучала в конце, зажила самостоятельной жизнью В финале фильма Алена, героиня Светланы Смирновой-Марцинкевич, вместе с немцем садится в такси. За кадром женский голос начинает мелодекламировать:
«Третий бокал был лишним точно, но это лучше, чем бесконечно проверять почту».
Речитативный припев сменяется летящим, мелодичным припевом:
«Такси туда и обратно, я знаю что будет завтра, ну а пока на пороге не стой, не хочу целоваться в парадной».
Певицу и автора песни зовут Эльвира Тугушева, своё творчество она выпускает под написанным по современной моде на английский манер сценическим именем Elvira T.
Она являет яркий пример артистки, заявившей о себе на рубеже 2010-х годов посредством интернета. Эльвира «выстрелила» в сети с песней «Всё решено», композиция запомнилась по строчкам припева «Эти роли не для нас, не играем мы сейчас». За первым хитом последовала вереница ярких работ, демонстрирующих характерную для того времени тенденцию сближения традиционного поп звучания с хип-хопом и «ар-н-би».
Заметный хит 2016 года «Такси» стал для певицы первым опытом работы над саунд-треком к фильму. Эльвира сочинила её специально для «Жениха».
«Для меня стало большой честью внести свой вклад в работу Саши и Сергея! Плюс ко всему написать песню для фильма - моя давняя мечта! После просмотра финальной версии «Жениха» могу сказать смело: Незлобин и Светлаков не подкачали»,
- рассказывала автор и исполнительница.
Медленная, щемящая композиция с выразительной гитарной партией добавила финалу комедийного фильма «меланхолическую нотку». В картине она прозвучала не целиком и снискала популярность вне контекста кино.
Музыкальное видео, снятое на эту песню режиссером Алексеем Бочениным, само по себе получилось кинематографичным, по характеру напоминает «пятиминутную короткометражку», рассказывает историю, подчеркивающую и иллюстрирующую содержание песни.
«Такси» Эльвиры Т – яркое выражение её авторского и исполнительского почерка. Песня, с одной стороны, отражает популярные музыкальные тенденции своего времени, эклектичной в жанрово-стилистическом смысле палитры поп-культуры 2010-х, с другой, звучит довольно самобытно. Даже приглушенное на некоторых записях нецензурное слово, которое точно не ожидаешь услышать из уст миловидной молодой певицы, в данном случае вписывается в нерв песни, не выглядит инородным.
Эпилог
Начало 90-х и середина 2010 – принципиально разные по содержанию музыкальные эпохи, характеризующиеся «сменой вех», обновленчеством облика отечественного эстрадного дискурса и поп культуры. В оба периода актуальную музыкальную повестку составляли хиты уже зарекомендовавших себя певцов и авторов, со звездным статусом, каким был Николаев в 90-х и «новых героев», как Эльвира Т в 2010-х.
В начале обеих песен присутствует мотив «алкогольного опьянения», потому что в этом состоянии люди часто вызывают такси, Игорь Юрьевич «немного пьян», а у Эльвиры «Третий бокал был лишним». Обе песни о любви, но характер отношений, эмоциональное состояние героев, раскрывают совсем разные грани этого чувства. В каждой рассказаны знакомые и, в целом, банальные жизненные сюжеты, это обычные истории людей из разных эпох.
Материал написан исключительно в развлекательных целях на базе информации из открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал, слушайте те песни, которые любите и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.