От редакции: Планировалось сегодня продолжить рассказ про трепетно любимые мной копья из китайских военных энциклопедий времен империи Мин, но несколько давних приятелей и приятельниц, любителей всего восточного и эзотерического, словно сговорившись, обратились ко мне с рассказам о своих проблемах при практике столбового стояния.
Хоть и не раз обсуждали эту тему, но снова и снова задают вопросы
Влияет ли практика чжуангун на здоровье?
Можно ли настаивать на том, что стоячие сваи улучшают качество жизни?
Стою 30 минут в день в столбе, какие от этого выгоды?
Удивительного в этом ничего нет: эта наработка из среды занимающихся ушу и цигун давно уже перетащена в разные системы ЗОЖ и нью-эйдж.
И так же неудивительно, что от этого упражнения отечественные занимающиеся не устраняют свои проблемы, приобретая какое-то невиданное и феерическое здоровье либо гунфу, а подчас совсем даже и наоборот! Вот читатели и жалуются на боли в спине и суставах, судороги в ногах, и что они не чувствуют себя комфортно во время занятий.
Попробуем немного разобраться с этими проблемами.
Когда мы говорим о китайских методиках, всегда надо помнить - это палка о двух концах. Вернее так:
Все явления китайской культуры содержат в себе противоположности, как Инь, так и Ян.
И не соблюдая баланса меж ними, так называемой "Золотой середины", можно заработать различные проблемы. Вместо обещанного здоровья или Гунфу.
Эти побочные явления так и называют в настоящее время - отклонения или заболевания цигун (气功病 qìgōng bìng). О них мы поговорим как-нибудь отдельно, сейчас вернемся к теме практики стояния столбом - чжаньчжуан и чжуангун (站桩 zhànzhuāng и 桩功 zhuānggōng), есть некоторые тонкости различия, но об этом чуть позже.
Толковый, вдумчивый читатель должен бы задать себе вопрос, и не один:
Когда возникла практика чжуангун? Какие её истоки?
Когда она стала массовой и почему?
Вопрос этот непростой, глубоко уходящий в туманную китайскую древность.
Происхождение чжуангун и основы теории
С генезисом этой методики есть достаточно много вопросов. Но в наши дни принято считать: впервые данная практика упоминается в знаменитом Трактате Желтого Императора о внутреннем, основополагающем тексте традиционной китайской медицины.
Там есть вполне подробное описание:
...в глубокой древности были люди, познавшие истину, которые владели небом и землей. Левой и правой рукой они удерживали субстанции инь и ян, выдыхали и вдыхали семя-цзин и дыхание-ци.
Стояли одиноко, удерживая дух-шэнь.
Мышцы их были едины. Они могли жить бесконечно долго, как небо и земля, ибо таков был их путь, познавший истину...
На данный момент, это самое раннее из сохранившихся указаний на данную практику (独立守神 dú lì shǒu shén), развившуюся в наши дни уже в бесчисленном множестве вариантов.
Нам же важно, что эти практики определяют вполне понятную внутреннюю составляющую:
Без правильной формы не может быть правильного содержания
Иначе говоря, принимая различные правильные положения формы, мы тем самым влияем на правильность содержания, через работу над внешним достигаем внутреннего результата.
В результате
внутреннее и внешнее достигают гармонии.
Вышеупомянутая идея основана на концепции древнекитайской традиционной медицины:
Наше тело обладает огромным потенциалом для самовосстановления (人体自愈能力 Réntǐ zì yù nénglì - Способность человеческого организма к самовосстановлению).
Давным-давно в Древнем Китае возникла теория:
Способности самовосстановления человека не зависят от какой-либо внешней силы.
Поэтому люди могут рождаться и выживать в очень суровых условиях.
Сколько болезней человек преодолел в за годы своей эволюции? Даже сейчас много где ещё живут без медицинской помощи и лекарств. Эти бедные люди в основном зависят от самовосстановления организма, чтобы выжить.
Поэтому в Древнем Китае зародился тезис:
Человеческое тело обладает великим снадобьем - у него есть собственное лекарство:
人体自有大药
Réntǐ zì yǒu dà yào
Сразу у наших современников возникает встречный вопрос:
Как объясняет китайская традиция эту самовосстанавливающуюся способность человеческого тела?
На что полагается тело, чтобы исцелить себя?
Вариантов - несколько. Например, существует древнее китайское изречение:
На небе есть три сокровища: солнце, луна и звезды,
На земле три сокровища: вода, огонь и ветер,
У человека три сокровища - цзин, ци, шэнь.
天有三宝日月星 Tiān yǒu sānbǎo rì yuè xīng
地有三宝水火风 Dì yǒu sānbǎo shuǐhuǒ fēng
人有三宝精气神 Rén yǒu sānbǎo jīng qì shén
Альтернативные методы немедикаментозной терапии в традиционной китайской медицине, такие как акупунктура и массаж, банки и кровопускание, разнообразные упражнения яншэнсюэ и скребковая терапия гуаша и другие, делают по сути одно и то же: они используют свой подход, чтобы очистить меридианы человеческого тела и (как минимум) сделать беспрепятственной внутреннюю циркуляцию ци и крови.
Как это непосредственно связано со столбовым стоянием?
Один из вариантов ответов говорит нам следующее. Мы, в рамках древнекитайской натурфилософии, состоим из двух составляющих:
- форма-син (形 xíng);
- дух-шэнь (神 shén);
Например, цзин и ци, кровь и жидкие выделения организма и другие тонкие субстанции составляют "форму" человека, а сознание и мыслительная деятельность - "дух".
Сразу оговорюсь, здесь и далее - очень упрощенное толкование. Оно как ликбез для тех, кто лишен возможности изучать все эти премудрости у квалифицированного наставника.
При этом эти две компоненты составляют единое, где форма-син есть вместилище, дом духа-шэнь, который является его хозяином:
形为神之宅 Xíng wèi shén zhī zhái
神为形之主 Shén wèi xíng zhī zhǔ
И только гармония этих составляющих - залог долгой жизни:
形与神俱 Xíng yǔ shén jù
则寿蔽天年 Zé shòu bì tiān nián
Как говорится:
В здоровом теле - здоровый дух!
Итак, жизнь происходит от субстанции цзин, которая формирует тело и является основой его существования. Энергия жизни зависит от ци, а жизненная сила проявляется как шэнь, но материальной основой для него является цзин.
При этом ци является основным веществом, которое поддерживает физиологические функции тканей и органов человека, и отражает состояние жизнеспособности человека. Человек с достаточной ци и жизненной силой обладает высокой способностью приспосабливаться к изменениям внешнего климата, даже если на него негативно и агрессивно влияют ветер, холод, влажность и другие внешние факторы. Он также обладает достаточной способностью к самовосстановлению, с чего мы и начинали.
Как это связано с практикой чжуангун?
В «Законах медицины» говорится:
Накопление ци образует форму-син, а рассеивание ци - разрушает её.
气聚则形成 Qì jù zé xíng chéng
气散则形亡 Qì sàn zé xíng wáng
При этом ци рассеивается, но не исчезает, а просто переходит в другое состояние.
Из предыдущего постулата следует:
Без правильной формы не может быть правильного содержания.
Иначе говоря, принимая различные правильные положения формы, мы тем самым влияем на содержание, в том числе и на ци с шэнь.
Отсюда вывели ответ на изначальный вопрос идеи практики оздоровительных столбов (养生桩 Yǎngshēng zhuāng):
Зачем тренировать столбовое стояние?
Ответ:
Чтобы через правильную форму влиять на ци и шэнь.
И мы опять возвращаемся к тому, с чего начинали:
Какая форма чжуангун - правильная?
Хороший вопрос! :)
О распространении чжуангун
Но вернемся к генезису чжуангун. Исторически предположительно (об этом будет отдельная статься, ибо гипотез несколько) данная практика развивалась из сидячих практик даосизма, проявляясь в широком разнообразии вариантов и методов внешних форм и внутреннего наполнения.
Эти методы нашли живой отклик в среде боевых искусств в тот период, когда из маргинальной среды ушу как ремесло стало интересовать более продвинутую интеллигенцию, но уже как средство саморазвития и укрепления собственного здоровья.
В середине ХХ века практика чжуангун активно продвигалась как оздоровительная. У этого явления были вполне объективные причины, сложившиеся в рамках исторического развития китайского общества в тот период.
Рассказывалось об этом в нашем блоге уже много-много раз, важно понимать, что необходимость оздоровления населения и общества в целом приходила в голову многим толковым жителям Поднебесной, и не от хорошей жизни. Это прекрасно отражено в лозунгах Китайской республики:
Здоровье народа - сила нации.
Здоровье нации - главный стратегический ресурс экономики.
Следствием этих стремлений в обществе стало реформирование боевых искусств Китая в общенародную физкультуру, причем в рамках общегосударственной системы образования!
Позднее этот же объективный исторический процесс привёл к возникновению оздоровительной дыхательной гимнастики цигун в пятидесятых годах ХХ века. И процесс "яншэнизации столбов", как выразился один наш соотечественник, был просто один из многих в череде поиска решения вышеупомянутой задачи.
Как издавна принято у китайцев, необходимо было натянуть сову на глобус найти обоснование оздоровительного эффекта практики чжаньчжуан, желательно с отсылкой на авторитеты Золотого Века. Исходной посылкой и была уже упоминавшаяся и известная концепция "Трех сокровищ человека".
«Стояние столбом» — путь к здоровью
上工治未病
Высшее искусство лечения – не допустить болезни
Сразу хочется отметить, что как в рамках оздоровления, так и в рамках прикладного использования для ушу или каких-то иных целей, от боевых искусств до религиозных практик, есть куда более продвинутые и результативные методики.
Но читателей как обычно интересует извечный вопрос:
Даёт ли регулярная практика столба крепкое здоровье, устойчивое к внешним угрозам?
Еще раз обращаю внимание: не всё так однозначно! Нельзя сказать как утвердительное да, так и отрицающее нет.
Вообще, с точки зрения Учения Яншэнсюэ есть давно известное правило, что определяет ваше здоровье:
Правильное питание и правильное поведение.
Причем эти два фактора взаимосвязаны.
Думаю, что вполне понятно, что режим питания, его содержание и количество калорий для военнослужащего, выполняющего поставленную задачу в условиях тяжелой погодной ситуации, будет отличаться от рациона питания офисного сотрудника, ведущего преимущественно сидячий образ жизни по схеме дом-машина-работа...
Правильное поведение в свою очередь подразумевает и режим дня и ночи, физическую нагрузку и сексуальное поведение. Действия не изнуряющие, но укрепляющие, расслабляющие и восстанавливающие тело, сознание и жизненные силы или энергию цЫ, если вам предпочтителен этот термин :).
Всё это зависит от возраста, пола, среды обитания, социального положения и так далее.
Для понимания древней концепции "правильное питание и правильное поведение" в китайской традиции существует очень понятный образ:
Человеческое тело подобно дверной петле: пока пользуешься ею, не допуская износа и регулярно в меру смазывая [питая её], то тогда прослужит долго и с пользой.
Если вернуться к теме Практики столбового стояния, то в вышеприведенном образе есть важный аспект, который не виден явно.
Это - движение. А как известно, движение - это жизнь.
Но практика чжуангун - это же статическое упражнение, где априори нет движения? На самом деле, есть много вариаций, где оно есть - но внутри.
В рамках китайской культуры важно правило Золотой середины, из которого следует также, что избыточное движение также будет приводить к износу, к вреду для здоровья. Например - ментальное. И здесь действительно может помочь практика столбового стояния.
Именно для этого изначально в рамках китайской культуры появились упражнения, направленные на избыточное движение... мыслей, на успокоение и упорядочивание мыслительного процесса, а в идеале и на устранение обыденного для нас рассудочного, дискурсивного мышления.
Что интересно, первоначально данные методы практиковали сидя (хороший пример развития таких методов - знаменитая практика 默照 mòzhào, практика безмолвного озарения). Но хотя долгое сидение в данном упражнении и способствовало успокоению ума, с другой стороны это же сидение приводило к проблемам с нижними конечностями.
По одной из легенд, кому-то пришло в голову делать это упражнение стоя, тем самым устраняя проблему нарушения кровообращения в ногах, более того - увеличивая нагрузку на них, улучшая кровообращение и предоставляя ещё некоторые другие преимущества. Как и порождая новые проблемы, ибо в любом явлении есть как плюсы, так и минусы, Инь и Ян...
Требования для практики стояния столбом
Но вернемся к современным нам занимающимся. Столкнувшись с неприятными побочными результатами, у неофита возникает вполне закономерный вопрос:
А это "столбовое стояние" точно полезно? Или скорее-вредно?
Тут сразу хочется задать встречный вопрос: а вот, к примеру, молоток. Он вредный или полезный? Вот можно им забить гвоздь, чтобы повесить, скажем, картину. Но можно и при этом сильно ударить себя по пальцу, того не желая, А можно еще и наоборот, специально этим молотком кого-то по голове отоварить.
Так и с этими практиками: они просто инструмент, которые тоже надо уметь использовать:
а) правильно;
б) там, где и когда надо.
Хотя данная практика и называется стояние столбом, есть подразделение на лежачий, сидячий и стоячий варианты. А ещё - в движении. И есть вариант, когда вы делаете мысленно, где внешняя форма - не важна. Однако сохраняются общие требования этой системы:
1. Прежде чем заниматься, необходимо успокоить свой разум и
напитать свою ци, выплюнуть мутное и принять чистое.
2. Принимая форму, нужно опустить плечи и локти, расслабить талию.
3. Занимаясь, необходимо всё время поддерживать правильную форму.
4. Нужно строго соблюдать требования, не стремиться к быстрому результату.
Разнообразие вариантов и обилие форм только усложняет ситуацию с практикой столбового стояния, ибо вариантов столько, что не потеряться среди них - непросто!
Такое изобилие вариантов обычно приводит отечественных любителей к пренебрежению к деталям в требованиях. Но как известно: диавол кроется в мелочах...
Чем чревато столь популярное увлечение многообразием столбов, позаимствованных из разнородных систем?
А всё теми же проблемами, о которых мы говорили ранее.
Вот классический пример отклонения при занятиях чжаньчжуан:
Неправильное положение колен приводит к боли в спине.
Как же трактует это традиционная китайская медицина, ибо с первого взгляда кажется, что тут нет связи: где колени, а где спина...
Если кратко и упрощенно, то дело в следующем.
О связи поясницы и спины с этой точкой есть даже поговорка. Её смысл прост: воздействуя на точку вэйчжун можно облегчить боли в спине и пояснице:
поясницу и спину препоручают [точке] вэйчжун
腰背委中求 Yāo bèi wěi zhōng qiú
Однако это правило работает и наоборот. И если в этой точке меридиан будет заблокирован по причине неправильного положения или недостаточной расслабленности колен, то это может вызвать боль в спине и даже головную боль.
Предупреждаю логичный вопрос: данный пример взят из известной в соответствующих кругах книги "Наиболее распространенные отклонения при занятиях чжаньчжуангун". Там подобных примеров - много.
Как видим, вариантов - множество, поэтому требования, правила и запреты - тоже могут отличаться.
Есть широко известные в соответствующей среде требования:
Стой как сосна, сиди как колокол, лежи как лук для стрельбы, двигайся как ветер
站如松,坐如钟,卧如弓 ,行如风
Какие же требования есть для позиций стоя?
В разных школах они могут отличаться, поэтому сформулируем наиболее общие:
- Голову и шею необходимо держать прямо, подобрав подбородок, точка бай-хуэй на макушке должна быть направлена строго вверх. Взгляд направлен вперед, китайцы часто говорят. что в глазах должно быть отражены "намерение и дух".
- Грудь необходимо расправить, а живот подтянуть. Поясница и позвоночник прямые, словно их пронизывает единый стержень, нагрузка равномерно распределена вверх и вниз. Анус подтянут, как говорят "точка хуэй-инь соединяется с крестцом".
- Плечи опущены, колени согнуты, пальцы ног как бы "захватывают землю".
Однако, хотя и в поговорке ранее упомянута сосна, в традиционных боевых искусствах обычно дополняют: не надо стоять словно бездушное дерево, должна присутствовать одухотворенность как в известной поговорке:
спокойный как невинная девушка
стремительный как свирепый тигр с гор
Все это нужно для того, чтобы достичь быстроты и силы, стремительности и устойчивости в движении, сочетая одновременно мягкость и твердость. Именно об этом говориться в завершающей части поговорки, ибо легкое веяние ветерка может принести долгожданный отдых и прохладу, но может и ураганом с легкостью выкорчевывать вековые деревья.
Итак...
Какие бывают правила и требования?
Например, есть в ряде систем есть принцип басюй (八虚), который означает:
Восемь частей человеческого тела должны быть расслаблены.
Упрощенно говоря, суставы - это наиболее слабые места человеческого тела, и именно там нужно больше всего расслабляться.
Смысл басюй - расслабление самых больших суставов, через которые проходит ци тела. Эти восемь областей несут жизненно важное значение: они являются местом, где проблемам "легче всего задержаться", где наиболее вероятно "блокирование ци и крови"
Восемнадцать принципов выстраивания тела при практике столбового стояния
18 принципов выстраивания тела представляют собой последовательность правильной внешней формы. Она уже позволит добиться правильного внутреннего содержания.
Есть несколько трактовок, принципиально отличающихся направлением выстраивания формы. В данном случаемы разберем последовательность снизу вверх. Последовательность эта включает следующие "точки контроля":
- стопы;
- колени;
- бедра;
- промежность;
- анус;
- живот;
- поясница;
- грудь;
- спина;
- плечи;
- локти;
- подмышки;
- запястья;
- голова;
- лицо;
- глаза;
- рот;
- язык.
В других школах могут быть как отличающиеся трактовки, так и противоположное направление. Это довольно распространено в народе, поэтому мы здесь рассматриваем вариант не от Неба, а от Земли.
Давайте коротко пробежимся по этим этапам. Они, как нанизанные бусинки на четках, плавно перетекают один в другой,образуя четыре основные группы.
Итак, сперва мы становимся плоско на стопы, равномерно распределяя по ним наш вес, раздвинув стопы примерно на ширину наших плеч, таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на поясницу.
Согнув и расслабив колени, мы тем самым подготавливаем их, с одной стороны, для естественного протекания ци и крови, а с другой создаем предпосылку для расслабления бёдер.
Когда тазобедренные суставы будут расслаблены ("раскрыты") создаётся предпосылка для свободного движения ног и округления промежности.
Расслабление промежности обычно достигается в несколько фаз, сперва мы должны развести колени наружу, а затем свести их вовнутрь словно удерживая невидимое что-то, соединяя с расслаблением бёдер и "подтягивая" коленные чашечки вверх. В итоге возникает специфическое ощущение, как бы "невесомости" ног. Это действие сочетается с подтягиванием ануса, чтобы округлённая промежность не была "открытой", это обеспечивает поддержание промежности свободной от давления и препятствует утечке жизненной ци.
На следующем этапе выполняется подтягивание нижней части живота, выше лобковой кости, обеспечивая увеличение внутреннего давления, но избегая при этом напряжения брюшной полости.
Расслабление поясницы является одним из основных факторов:
Если поясница не расслаблена, то ци не может опуститься в даньтянь.
Основную часть в этом этапе выполняют, расслабляя бёдра и сгибая колени, а также на вдохе подняв плечи вверх и расслабленно опуская их на выдохе вниз, распрямляя тем самым позвоночник, который принимает полностью вертикальное положение.
Следующий этап подразумевает втягивание груди, умышленное подбирание под себя позвоночной области и внешнее раскрытие ребер, тем самым обеспечивая больший объем грудной полости и избегая напряжения грудных мышц. Это перетекает в вытягивание спины и распрямлении позвоночника, ключевой момент здесь в в естественном опускании плеч. В таком случае плечи и шея будут расслаблены.
Затем слегка согнув локти, опускаем их, что требует подвешивания локтей и опускания плеч. Но чтобы опустить плечи, надо сделать подмышки "пустыми", раскрывая локти наружу, влево и вправо.Если это сделано правильно, то и в верхних конечностях ци и кровь будут протекать свободно, как и в нижних. За этим следует расслабление запястий чтобы достичь "пустотности" ладоней. Расслабление цепочки плечи-запястья позволит вам ощущения невесомости и лёгкости в верхних конечностях как следствие правильной регулировки Иньских и Янских меридианов рук.
Следующая, четвертая группа регулировок, относится к голове. Начинается с подвешивания головы, выстраивая все тело вертикально, затем подбираем подбородок слегка под себя, тем самым размещая вертикально точку #бай-хуэй, прикрывая неплотно глаза, избегая напряжения и затормаживая зрительное восприятие, достигая тем самым внутреннего спокойствия. Для предотвращения утечки Ци необходимо без напряжения, слегка, сомкнуть губы и зубы.
Завершает построение внешней формы "строительство моста", когда язык без усилия касается альвеол у верхних зубов. Этим действием достигается соединение меридианов ду-май и жэнь-май, первый отвечает за все янские каналы, а второй - за все иньские, и когда вы их соединяете, то создаёте предпосылку для естественного обмена Инь и Ян.
Цель этих 18 принципов выстраивания в том, чтобы через правильную внешнюю форму и расслабление тела-ума-ци достичь состояния фансун, а затем и возможности управлять движением ци по каналам и меридианам.
Это если коротко...
«Стояние столбом» — путь к мастерству в ушу
Так же задают вопрос о связи чжуангун и ушу. Да, в ряде стилей - это неотъемлемая часть интегральной наработки, а в некоторых стилях, типа дачэнцюань, это вообще основа, суть стиля. Некоторые занимающиеся даже считают чжуангун истинным секретом китайских боевых искусств, тысячелетия передаваемым из поколения в поколение. Но мы-то с вами знаем про секретный ингредиент, не правда ли? :)
Этот метод встречается далеко не во всех стилях, а кое-где даже считается вредным. Ибо Движение - это Жизнь. Особенно в динамике боя. Даже с одним и невооруженным противником.
Многим поклонникам ушу хорошо известная эта история, рассказанная Му Ханем и опубликованная у нас в журнале «Цигун и жизнь» («Цигун и спорт») за номером 3 в 1991 году:
Дело в том, что Ци Гунбо по природе своей не слишком восприимчив и сообразителен. Чтобы овладеть тем, на что его товарищам нужен всего один день, ему требуется три. Но зато решимости и упорства у него больше, чем у кого-либо другого. Вот за это и любит его учитель Сунь Лутан. Наставник велел юноше каждый день практиковать саньтиши для овладения «кулаком» синъи. В первое время он не мог простоять и получаса: ноги деревенели, подкашивались, болела поясница. Помогла огромная сила воли. Ци Гунбо выполняет упражнение почти два года, но сколько же нужно еще времени? Он отстал от своих товарищей в технике ушу, поэтому неудивительно, что он волнуется, переживает. Мастер Сунь похлопал ученика по плечу и многозначительно сказал: «Тебе кажется, что ты отстал, но учитель думает иначе. Как говорится, терпение и труд все перетрут. Не стоит волноваться». И с этими словами ушел. Молодой человек некоторое время смотрел на удаляющегося учителя, затем крепко сжал губы, стер с лица горячий пот и вновь приступил к выполнению упражнения. Прошел год. Над широкой равниной падает снег, она вся укутана серебряным одеянием. Величественная, очаровательная картина. На площадке никого. И только Ци Гунбо в финиковой роще выполняет саньтиши: ноги, как у курицы; туловище, как у дракона; руки, как у тигра. Глаза излучают силу, на лице пот. Он весь покрыт снегом, стоит неподвижно, как снежная баба.
Продвинутые в истории ушу подписчики нашего канала давно знают, что ровно теми же экспериментами занимался Ван Сянчжай (王芗斋 Wáng Xiāngzhāi, 1885 - 1963), а самые продвинутые могут назвать ещё пару-другую мастеров Пекинского, Нанкинского и Ханчжоуского сообществ боевых искусств на заре ХХ века.
Почему они этим занимались?
Увы, однозначного ответа здесь нет, есть лишь отдельные воспоминания участников событий с тех времен, однако можно предположить, что всех их волновала катастрофическая ситуация с реноме ушу в те годы. Ситуация, которая требовала незамедлительно что-то делать (и как это было сделано, о реформах ушу в ХХ веке, подробно рассказано в лекции на III Международном Будо-форуме "Фундаментальные изменения в идеологии, практике и среде боевых искусств Китая конца XIX – начала ХХ веков").
С другой стороны, в те годы произошел капитальный слом старого патриархального общества, с его его достаточно замкнутой структурой, базирующейся на конфуцианской автаркии. Общество стало гораздо более открытым, и мастера, ранее бережно сохранявшие в тайне секреты своего ремесла, а ушу, напомню, в основном было ремеслом, средством заработка и выживания, вот эти мастера, не все, но перестали цепко держаться за своё прежде тайное искусство.
Поменялись цели занятия, поменялось отношение к ушу, и, что очень важно, поменялись сроки обучения. Теперь не было необходимости успевать обучить деревенское ополчение в стандартные для прежнего общества сроки - к сезону сбора урожая, например. После Восстания Ихэтуаней и Синхайской революции вопросы местной самообороны стали решать уже по другому, хотя и своими силами. Исчезли многочисленные охранные конторы, распустили армию старого образца, спешно реформируя и создавая по западному образцу новые войска. И многие специалисты боевых искусств остались без привычного заработка.
С другой стороны, благодаря трансформации ушу в физкультуру усилиями правительства Гоминьдан, занимающихся ушу стало неизмеримо больше!
Если до Боксерского восстания общая оценка деревенской милиции, помещичьих отрядов и охранных структур не превышала нескольких процентов от всего населения Китая, то уже деятельность структур типа Ассоциации Цзинъу и Центрального Института Гошу делает это национальное искусство-гошу куда более массовым. В годы Китайской республики гошу становится частью системы образования в рамках государственной программы:
Здоровье народа - сила нации.
И эта массовость практически похоронила традиционный подход:
Один Учитель - один ученик,
хотя он встречается и поныне.
В Поднебесной первой четверти ХХ века открываются сотни конкурирующих меж собой школ, где упражняются множества учеников. Благодаря Центральному Института Гошу нам известно о сильной нехватке квалифицированных преподавателей и инструкторов. Казалось бы, в то тяжелое время, работа в такой государственной структуре с гарантированной и высокой оплатой - отличный выбор мастеров! Их же должно быть много? Или - нет?...
Или хороших спецов было значительно меньше, чем посредственностей, а умеющих научить - еще меньше, чем умеющих сделать?
Мастера того времени были с большим практическим и жизненным опытом, и они отнюдь не были дураками. Можно было пойти по пути ихэтуаней, используя их способ обучения больших масс: через изучение формальных комплексов-таолу как основу методики.
Однако и до них было интересное разделение, скорее - различный подход к ученикам:
Обучать через метод или через принцип.
Это разделение восходит к широко известной притче, он основан на разделении людей по трем типам способностей: высоких способностей, средних и низких.
Человек низких способностей - это мы с вами, увы. Нас учат через подготовку тела, через долгое стояние в различных непривычных и неудобных сперва позициях, через многочасовую шлифовку различных технических действий... ну вы это лучше меня сами прекрасно знаете!
Благодаря этой длительной и кропотливой работе со временем достигается постижение принципов стиля или школы. Или - не достигается, примеров этого вокруг гораздо больше.
Человека средних способностей - учат через принцип. Собственно чжаньчжуан и чжуангун, это в том числе методика введения в постижение принципа.
Для многих практикующих, плюсы этой практики - несомненны! Кроме целостности тела и фансун, регулярная практика чжуангун позволяет избавится от суетности и достичь состояния успокоения ума как следствие фиксации ума на неподвижности собственного тела, в сочетании с общеукрепляющим эффектом для всего дела (сознания и ци ;).
В общем, пользы много, а тренировать можно когда угодно и где угодно. Но истинный секрет популярности - лежит несколько в иной плоскости. Увы, несмотря на высокие вероятные перспективы такого обучения через метод, далеко не все ученики обладают нужными для этого способностями. А вот наставнику эта методика... крайне удобна!
А что такого? Поставил себе учеников в столбы, пару раз объяснив и поправив ошибки формы, ну и пусть стоят часами! Нет нужного результата на выходе? Значит мало усердия, много отвлекаются, нет сосредоточения на внутренней работе [впиши требуемое], а денежки-то - капают и причем при минимуме ментальных и физических затрат тренера!
При этом различные статические упражнения были неотъемлемой составляющей Старого Ушу, вот только там подразумевалось непосредственное участие Учителя, обеспечивающих корректирующую обратную связь, как положительную, так и отрицательную. Это достигалось самыми разными средствами. Чаще всего Учитель ставил ученика нужным образом, а затем простукивал его тело определенным образом, затрачивая свои силы и энергию, но при этом создавая у ученика нужную форму, укоренение, расслабление в одних частях тела и так далее...
Если кратко, в начале ХХ века пытливые умы решили провести эксперимент, тем самым убивая двух зайцев. В том числе и вопрос массового обучения. Ведь гораздо удобнее (для Учителя) поставить учеников в столбы, да и пусть стоят. Надо лишь изредка поправлять им структуру, да и то пока она не достигнет стабильности. А ведь некоторым "наставникам", особенно нашего времени, даже это делать лень...
При этом глупо отрицать тезис, что эта практика - ключ к мастерству в ушу.
Это один из ключей.
Если мы говорим именно о методологии. Есть и другие, ибо люди - разные, с разными способностями и жизненными условиями и возможностями. Поэтому за века Мир Цзянху, Мир практиков боевых искусств, выработал далеко не только один Путь решения этой действительно непростой задачи...
Да и надо отметить, что обычно старые Школы стремились использовать оба этих подхода, через метод и через принцип.
Но речь не об этом. Благодаря такому обширному наследию, как трактаты по боевым искусствам (как открытые, так и семейные), мы достаточно хорошо можем проанализировать состав и методологию обучения конкретных школ ушу в тот или иной период. Многие трактаты специально передавались мастерами в государственные архивы, чтобы сохранить их для последующих поколений от уничтожения теми же хунвэйбинами, например.
Как указывает Ли Чжаошань (李照山 lǐ zhàoshān) в статье «Стояние столбом и проблема расслабления»:
...Мышечное расслабление непосредственно зависит от эмоционального состояния человека. Эмоциональная уравновешенность способствует снижению мышечного напряжения, а следовательно, и полноценному отдыху, быстрому восстановлению физических сил. При малейшем же возбуждении психики происходит быстрое нарастание мышечного напряжения. И наоборот, сознательное расслабление мышц само по себе является оздоравливающим фактором... Расслабление внутренних органов представляет собой еще более глубокую степень расслабления....Расслабление дыхания достигается на основе сохранения естественного дыхания. Попытки установить так называемое "обратное дыхание" или намеренное его замедление не только не будут способствовать его расслаблению, но и, наоборот, могут вызвать его учащение и теснение в груди. Только естественное свободное дыхание позволяет телу полностью расслабиться, обеспечивает свободную циркуляцию ци и проходимость энергетических каналов и, в конечном итоге, само собой переходит в вид дыхания, характеризующийся как "медленное, тонкое, глубокое, продолжительное, устойчивое". При этом рекомендуется прорабатывать два этапа - "постепенное погружение" и "импульсное расслабление".
Одно знаем более менее точно, что сама концепция оздоровительных столбов (养生桩 Yǎngshēng zhuāng) несомненно явление уже начала ХХ века, выдвинутая основоположником вышеупомянутого стиля, а затем успешно продвигаемая и в последующие годы создания китайской оздоровительной методики, известной теперь как цигун.
Вместо эпилога.
Без сомнения чжуангун (桩 功 zhuānggōng) и чжаньчжуан ( 站桩 zhànzhuāng) в наше время - это уже вполне сложившаяся и традиционная наработка, с давних времен позволяющих как минимум развить такие качества как целостность тела и фансун (放松 fàngsōng).
Однако статические упражнения - это всего лишь один из навыков бойца, в рамках концепции многих школ - всего лишь базовый. Хотя и несомненно важный, ибо сложно построить крепкое здание своего мастерства, не заложив для этого надежный фундамент.
В любом случае, сейчас в Китае чжаньчжуан признан как уникальный метод практики китайских боевых искусств, основанный на принципе стоять без движения (站立不动 Zhànlì bù dòng) и способный развить в занимающихся ушу неожиданные возможности и преимущества для физического и психического здоровья.
Однако, чжуангун как методика отсутствует в списке рекомендованных китайским Минздравом практик цигун. Да, да, не удивляйтесь! Такой список существует. Ибо цигун - это лечебная физкультура, разработанная в пятидесятых годах ХХ века под контролем органов здравоохранения коммунистического Китая, причём в тесном взаимодействии с врачами, получившими современное на тот момент образование западного образца. И работавшими в том числе с западными методиками ЛФК.
Цель всей деятельности была очень правильная: взять всё лучшее из традиционных методов, избавившись
...от феодальных и религиозных пережитков, мистики и шарлатанства....
В итоге получился некий список практик, занятия которыми по правильной методике у квалифицированного преподавателя (желательно с медицинским образованием) пойдёт гарантированно вам на пользу. Сейчас используют обычно список Уханьского института физкультуры (武汉体育学院 wǔhàn tǐyù xuéyuàn). Вот топ этого списка:
- Ицзиньцзин (易筋经 yìjīnjīng), "Канон об изменении (укреплении) мышц и сухожилий", созданный по легенде Бодхидхармой в монастыре Шаолинь, но реально возникший не ранее IX века;
- Уциньси (五禽戏 wǔqínxì) , "Игры пяти животных", основанные на подражании движениям тигра, оленя, медведя, обезьяны, аиста, по легенде восходят к знаменитому врачу Хуа То (华佗 huàtuó, 145 - 208 гг.), но скорее всего это XII век;
- Люцзыцюэ, (六字诀 liùzìjué) "Метод шести иероглифов", тоже из самых древних оздоровительных дыхательных упражнений, происходит из даосских дыхательных упражнений туна (吐纳 tǔnà);
Возглавляет же этот перечень самый популярный в Китае комплекс Бадуаньцзинь (八段锦 bāduànjǐn) , "Восемь кусков парчи", о котором уже рассказывали в этой статье. Интересно, что в Старом Китае было несколько методов с этим названием, традиционно разделявшихся на прикладной военный и оздоровительный гражданский. Вот из второго и сделали современный оздоровительный вариант, упростив и "убрав лишнее". Кстати, в старом медицинском варианте комплекса Бадуаньцзинь - чжуангун присутствует... Мне приходилось его изучать когда-то, и он действительно вполне эффективен.
Почему нет в списке рекомендованных - ответа нет.
Но ещё раз читаем список требований к упражнению, его не так и просто полностью и правильно обеспечить при массовых групповых занятиях. Очень много зависит от компетентности Наставника.
Так вот, в вышеупомянутом списке рекомендованных методов цигун - нет практики чжуангун . Однако занимающихся - огромное количество! Один уважаемый и известный китайский специалист по оздоровительным системам как-то высказал своё мнение на вопрос:
Почему так популярен у нас в стране чжуангун?
Ответ был таков:
Обучающему не надо особенно что-то делать, а ученики получают впечатление что работают, при этом особенно ничего не делая...
Так что, многое зависит не только от практики чжуангун, а скорее от людей, которые обучают и которые обучаются.
От редакции: Приведенные материалы служат лишь для ознакомления и расширения кругозора в данной области. Заниматься необходимо только у проверенных и опытных специалистов, когда можно отследить эффективность достижения результата и отсутствие отклонений и проблем у предыдущих занимающихся.
Всем хороших тренировок!
Дм. Моисеев, СПб - 2023