Историю Византии, великой христианской монархии на Востоке, можно описать как историю её императоров. Нередко бывало так, что вся внутренняя, а зачастую и внешняя, политика этого государства напрямую зависела от личного мировоззрения и духовных умонастроений ее правителя. Если же после него к власти приходил человек, придерживавшийся противоположных взглядов, вслед за этим коренным образом менялась и деятельность всех государственных и даже духовных институтов. Самым типичным для Империи примером такой ситуации стал приход к власти женщины, которой и посвящена данная статья, – святой Ирины.
Св. Ирина родилась в 752 г. в Афинах, откуда берет начало её прозвище – «Афинская». Она рано стала сиротой и воспитывалась в семье своего дяди – Константина Сарантапекоса, афинского стратега (полководца), руководившего данной областью. Детство и юность будущей императрицы приходились на смутный период истории Византии. В 730 г. император Лев III Исавр своим эдиктом запретил почитание икон, в Империи началась эпоха иконоборчества (730-843 гг.). Идея борьбы с иконами и прочими изображениями святых была официально закреплена на соборе 754 г., прозванном впоследствии «Иконоборческим». Его инициатором стал сын Льва Константин V – самый известный и непримиримый противник икон. Именно он выбрал Ирину в качестве жены для своего наследника – Льва IV Хазара.
Сама Ирина была очень набожной и чтила иконы. Во времена гонений Константина ей приходилось скрывать свои взгляды, но после его смерти она начала постепенно влиять на мужа, уводя его от политики иконоборчества, от которой тот, правда, в итоге не отошел. К этому времени у них родился сын – будущий император Константин VI.
В семье василевса Ирину не любили и часто доносили на нее Льву. Однажды сам Лев обнаружил две иконы под подушкой жены, что вызвало его гнев. Эту историю сообщает византийский монах и историк XI-XII вв. Георгий Кедрин, и по этой причине ее достоверность остается под сомнением. Так или иначе, вскоре, в 780 г., Лев скончался, и на престол взошел Константин VI. Новый император был слишком молод (всего 9 лет от роду), и поэтому Ирина была провозглашена регентом при малолетнем царе. Попытка братьев покойного Константина устроить переворот не увенчалась успехом, и Ирина постепенно начала восстанавливать иконопочитание. Были возвращены из ссылки многие епископы-сторонники икон, а также монахи. В 784 г. на престол патриарха под ее протекцией был избран св. Тарасий, который вместе с императрицей начал подготовку Седьмого Вселенского собора. Этот собор состоялся в 787 г. в Никее и восстановил почитание икон (Второй Никейский собор).
За это время ее сын Константин успел повзрослеть. Изначально Ирина планировала женить его на Ротруде, дочери Карла Великого, но их свадьба не состоялась по политическим причинам. Мать продолжила обращаться с Константином как с ребенком и ограничивала его доступ к делам государства, проводя собственную политику. В результате молодой василевс сильно отдалился от своей матери и в итоге стал соучастником заговора против императрицы. И хотя он не увенчался успехом, а сам Константин был подвергнут телесному наказанию, уже в следующем году вспыхнул солдатский бунт. Под давлением военной силы Ирина уступила престол сыну и стала жить как частный человек. Константин вскоре разрешил матери жить при дворе и участвовать в управлении, но та желала большего и постепенно сама готовила переворот, попутно устраняя влиятельных соперников.
Военные неудачи и солдатские мятежи дискредитировали Константина и ослабили его власть и авторитет. В июне 797 г. под руководством Ирины в Константинополе произошел переворот, в ходе которого император был схвачен и, по приказу собственной матери, ослеплен. Сама Ирина недолго правила как единодержавная императрица – первая на византийском престоле. Она не оставила планов по сближению с франками и даже рассматривала проект своей свадьбы с Карлом Великим, который в 800 г. был объявлен «Императором римлян», что оспаривало авторитет Византии как единственной в мире законной Римской империи. Это произошло в Риме по инициативе Папы Льва III. Византийцев же еще до этого на Западе объявили «еретиками-иконоборцами». Для преодоления кризиса Ирина намеревалась создать союз с франками на основе династического брака, но этим планам не суждено было сбыться. В октябре 802 г. она была свергнута Никифором – логофетом геникона (министром финансов), который был объявлен императором и сослал Ирину на о. Лесбос, где та оставалась до конца своих дней. Она скончалась 9 августа 803 г., и ее тело было перевезено в Константинополь и похоронено в Церкви Святых Апостолов, рядом с венценосными предками. Благодаря Ирине, иконоборчество в Империи на время ослабло и было возобновлено только в 814 г. Львом V Армянином.
Для Византии и всего христианского мира Ирина стала живым символом борьбы с иконоборческой ересью. Несмотря на несчастливый финал своего правления, эта выдающаяся императрица заложила основы для грядущего триумфа ортодоксального учения – Торжества Православия, наступившего через полвека – в 843 г. благодаря другой великой византийской царице – св. Феодоре, для которой Ирина всегда была примером. Деятельность этих двух великих личностей определила не только дальнейшую судьбу Империи. После окончательной победы иконопочитателей, феномен иконы заново откроют для себя соседи Византии – болгары, армяне и многочисленные племена древних славян.
Узнать больше об истории Византии и святых вы всегда сможете на экскурсиях и лекциях в Музее христианской культуры: в нашей институции находится зал "Равноапостольный Константин Великий. Искусство первых веков христианства и Византийской империи", где также можно подробнее изучить вышеописанную эпоху.
Ждём Вас!