10.7.43г
Пятого немцы начали наступать на юге. По газетным данным – большого успеха не имеют – но все-таки в недомолвках чувствуется кое-какой успех.
Сегодня с утра неперестающая канонада на участке 3-й Армии. Что происходит там пока неизвестно. За последние дни противник вообще увеличил активность своего арт. огня. Бьет главным образом тяжелыми, на разрушение.
По показаниям пленного, взятого на участке 8 Армии – среди солдат и унтер-офицеров, а по показаниям другого, даже среди офицеров, разговоры о предстоящем наступлении у нас – с целью вторичного закрытия блокады…
А пока – мы в обороне.
Что такое наша оборона можно охарактеризовать в нескольких словах: если не считать нескольких точек, расположенных на более или менее высоких и потому сухих местах – Болото.
Изрезанное траншеями или загороженное маск-заборами. В траншеях жидкий торф до колена. Ходить по ним нельзя – приходится перебегать по верху под прикрытием бруствера высотой см 70.
На участке 128 стрелковой дивизии, на протяжении 4 км, немцы сидят на горе и смотрят на наши болотные позиции с высоты от 20 до 5 метров.
На болоте у нас дзотики - то есть вернее деревянные срубы, обложенные торфом, предохраняющие от осколков, но никак не от прямых попаданий. Есть несколько бастионов и бронированных колпаков – эти надежнее.
Несколько лучше дело обстоит на горе – единственном участке (напротив Синявина), где мы расположены выше немцев.
Отсюда видно хорошо довольно далеко вперед и часто наблюдают немецких солдат и офицеров работающих или неработающих.
На горе – целый лабиринт траншей – в полный рост. Ходить можно спокойно и сухо – песок. Здесь и огневые точки посолидней.
Но подход и к горе и к подгорным позициям – 3-4 км по совершенно открытому месту. Днем ходить можно только одиночкам. По группам открывают минометный и арт. огонь.
На переднем крае –пулеметная и автоматная трескотня, иногда неожиданный грохот арт и мин налета. 3-5 минут тогда нельзя высунуть голову из траншеи и даже подняться в ней. Осколки летят и врезаются в стенки траншей, кругом летит земля, грязь, песок.
Когда смотришь вперед – видны рогатки, едва намечается линия немецких траншей – у них так же как у нас тихо – голов не выставляют, наблюдают сквозь щелки амбразур.
На правом фланге, где и мы и немцы на болоте – маскзаборы – стоит наш, и впереди стоит немецкий.
Что за ними – не видно.
Между заборами – мины, неубранные трупы, обрывки проволоки.
Огневые точки низкие, в траншею можно только вползать – и лежа рассматривать лежащее впереди болото.
Вот и вся оборона.
Следующая страница 13.07.1943.