Самыми древними упоминаниями о раке груди являются записи «Хирургического папируса». Автор этого медицинского документа, написанного примерно в 2 500 году до нашей эры (то есть 4 500 лет назад) – Имхотеп, древнеегипетский мудрец, врач, архитектор и жрец. Позднее Имхотеп стал почитаться как бог врачевания. На сорока восьми страницах древнего документа описано восемь случаев опухолей молочной железы (термина «рак» тогда не было). Такие опухоли лечили прижиганием огнем. Эта болезнь считалась неизлечимой. В папирусе сказано: «От этой болезни нет лечения; она всегда приводит к смерти». Копию папируса в 1862 году приобрел американский археолог Эдвин Смит, потому его еще называют «Папирус Смита». Сама копия датируется примерно 1 600 годом до нашей эры.
Первое оперативное лечение рака молочной железы историки приписывают греческому врачу Леонидасу. Он жил в 1 веке нашей эры. Метод Леонидаса состоял в надрезе кожи молочной железы, ткани прижигались для остановки кровотечения. В итоге молочная железа удалялась полностью. Гален, тоже родом из Греции, в первом веке нашей эры впервые назвал рак молочной железы «карциномой», поскольку форма опухоли напомнила ему краба.
На Ближнем Востоке легендарный врач Авиценна считал, что РМЖ нужно лечить прижиганиями и диетой.
В течение следующих пятнадцати веков лекари использовали хирургическое удаление желез, прижигания и лечение мазями для изъязвленных желез – но обычно исход такого лечения был печальным. Болезнь считалась почти непобедимой. Однако в Средние века известный французский лекарь Амбруаз Паре обратил внимание на то, что у женщин с раком груди увеличиваются подмышечные узлы. И только в 17 веке Жан-Луи Пети (тоже француз) связал рак груди с работой кровеносной и лимфатической систем. То есть, по сути, определил то, как происходят метастазы. Он догадался, что нужно удалять не только саму железу, но и ближайшие лимфатические узлы и подлежащую грудную мышцу.
Еще около ста лет понадобилось, чтобы появилась такая операция, как «радикальная мастэктомия». Ее изобрел Уильям Стюарт Холстед и ввел ее в медицинскую практику в 1882 году. Операцию даже назвали в его честь – «мастэктомию по Холстеду» считали единственно верной вплоть до середины двадцатого века, а проводили и того дольше. По сути, технически усовершенствованную, ее проводят и сейчас.
Однако в 50-х годах двадцатого века наметилось существенное изменение в подходе к лечению рака молочной железы. Сначала хирурги начали изучать возможность проводить радикальную мастэктомию с сохранением большой грудной мышцы. Все больше стали проводить исследования на тему сохранных и сберегательных операций.
С развитием медицины врачи все больше и больше понимали в работе лимфатической системы. Маммография позволила сопоставить течение болезни и поражение лимфоузлов, возник термин «сигнальных лимфоузлов».
В итоге хирургическое вмешательство при мастэктомии стало более точечным, объем вмешательства уменьшился.
Появились успешные случаи использования химиотерапии, затем гормонотерапии.
На сегодняшний день в лечении рака молочной железы, помимо хирургического вмешательства, используют лучевую и химиотерапию, гормонотерапию, таргетную терапию. Существуют малоинвазивные методы удаления опухолей – пока размер их небольшой, хирурги удаляют их с помощью ультразвука, лазера, криоабляции, микроволн, электричества.
Современная медицина продвинулась вперед настолько, что позволяет не только выявить рак молочной железы на очень ранней стадии, когда удаление опухоли не представляет опасности для пациента, но и может предоставить методы лечения РМЖ, которые максимально возможно сохраняют молочную железу.
Евгения Белякова
Специально для Клиники «Семейная»