Найти тему
Малый театр

Пространство автора. Грибоедов

Программка спектакля "Горе от ума", 1930 год
Программка спектакля "Горе от ума", 1930 год

«Горе от ума» А. С. Грибоедова - одна из визитных карточек Малого театра. Впервые поставленная целиком в 1831 году эта пьеса без малого 200 лет занимает прочное место в нашем репертуаре. Много лет в Малом театре даже существовала традиция – открывать сезон спектаклем «Горе от ума».

Появление этой пьесы на сцене стало одним из ярчайших событий русской театральной истории, ведь с момента написания (1824 г.) она была запрещена цензурой. Первая постановка в Москве связана с именем М.С.Щепкина: именно в его бенефис, в 1830-м году, был сыгран первый акт «Горя от ума». Через несколько месяцев был показан третий акт под названием «Московский бал». И наконец, в 1831 году пьеса была поставлена целиком, хотя и с некоторыми цензурными пропусками. Критика особенно выделяла исполнителей ролей Чацкого и Фамусова – П.С.Мочалова и М.С.Щепкина. Мочалов, знаменитый трагик Малого театра, считал роль в комедии не совсем своим амплуа, однако его блестящая игра в последнем акте признавалась всеми единодушно. А вот для Щепкина исполнение роли Фамусова стало действительно знаковым, несомненно это была одна из лучших его ролей, на долгие годы ставшая каноном. Через этот образ (а чуть позднее и через образ городничего в «Ревизоре» Н.В.Гоголя) артист открывал новые возможности сценического искусства, становясь «не театральным на театре». С небольшими изменениями и постепенным обновлением актерского состава эта постановка «Горя от ума» продержалась на сцене больше полувека. В разные годы главные роли исполняли лучшие актеры театра - С.В.Шумский, И.В.Самарин, А.П.Ленский, А.А.Остужев, А.И.Южин, Г.Н.Федотова, М.Н.Ермолова, А.А.Яблочкина и др.

В 1902-м году А.И.Южин обновил оформление спектакля, сделав его в духе эпохи А.С.Грибоедова. Об этой постановке писали: «Постановка пьесы – великолепная. Костюмы, декорация, бутафория строго выдержаны в стиле эпохи и прямо художественны».

Следующие две постановки «Горя от ума» в Малом театре – 1911 г. (режиссер Е.А.Лепковский) и 1930 г. (режиссер Н.О.Волконский) – считаются не самыми удачными. В первой постановке для того, чтобы достичь разнообразия обозначенного автором места, художником Л. М. Браиловским с разных точек зрения был показан круглый зал с колоннами (в доме Фамусова). Однако такой интересный сценографический прием был несколько смазан общей простотой мизансцен, из-за чего пространство не казалось обжитым. Тем не менее игра актеров театра оставалась на высоте, и этот спектакль был сохранен в репертуаре театра после революции 1917-го года. Режиссер второй постановки, Н.О.Волконский, считал, что Малый театр должен решиться на эксперимент: его «Горе от ума» возникло в споре со знаменитой постановкой Вс.Э.Мейерхольда «Горе уму», вышедшей в 1928 г. Как бы от имени Малого театра Волконский полемизировал с Мейерхольдом, пытаясь «расшифровать» подлинный смысл классической пьесы. Многие образы этого спектакля казались карикатурными, Чацкий был представлен неврастеником. Большинство актеров Малого театра были не согласны с таким прочтением пьесы, некоторые отказывались играть и требовали отстранить режиссера от работы. В сценографии художник И.М.Рабинович использовал тот же прием, что и в предыдущей постановке – показ одного зала с разных точек зрения, схематическое изображение декорации можно увидеть на программке к этому спектаклю.

В 1938 году к 150-летию со дня рождения М.С.Щепкина Малый театр вновь обратился к грибоедовской комедии. Это была первая постановка нового режиссера Малого театра, И.Я.Судакова, известного в Москве своими спектаклями в Художественном театре. Казалось, режиссер собрал все лучшее из предыдущих постановок и объединил в один спектакль, таким образом, произошло возвращение к канону, скорректированному театральным опытом последних лет. Декорации Е.Е.Лансере передавали дух Москвы XIX века. Вслед за Браиоловским, художник показывал одну и ту же гостиную с разных точек зрения. Ясные, внутренне оправданные мизансцены позволяли каждому актеру раскрыться в своем образе. А актерский состав был действительно звездным: М.И.Царев, И.В.Ильинский, А.А.Яблочкина, П.М.Садовский, Е.М.Шатрова и др. Не раз обновлявшийся, этот спектакль надолго стал образцом сценического воплощения знаменитой комедии Грибоедова.

Поставленный Е.Р.Симоновым в 1963 году спектакль «Горе от ума» отличался романтическим прочтением. Стремительный, страстный Чацкий – Н.В.Подгорный – врывался в дом Фамусова и сталкивался со страшным косным миром, а в финале несчастный главный герой оказывался во главе группы декабристов, на фоне яркого зимнего неба. В спектакле также играли М.И.Царёв, В.И.Коршунов, Е.Н.Гоголева, И.В.Ильинский и др.

Спектакль 1975 года был поставлен В.Н.Ивановым под руководством М.И.Царева. Некоторые актёры «перешли» в новую постановку из предыдущей, так, например, М.И.Царёв вновь исполнял роль Фамусова. Однако «новый» Фамусов был более жестким, более хладнокровным и властным. В.М.Соломин играл Чацкого, Н.И.Корниенко – Софью, Б.В.Клюев – Молчалина, Н.В.Подгорный и Э.Е.Марцевич – Репетилова. Как отмечали критики, эта постановка подчеркивала верность театра своим традициям. Сцена представляла традиционный для XIX века павильон, внутри которого разворачивалось действие. Одной из интересных находок спектакля стали очки, которые надевал в начале спектакля В.М.Соломин (Чацкий), и становился неуловимо похож на автора комедии.

Сейчас бессмертную комедию А.С.Грибоедова можно увидеть в Малом театре в постановке С.В.Женовача. Спектакль вышел в 2000 году, однако и по сей день продолжает пользоваться успехом у публики, в зале неизменный аншлаг. В спектакле переплетаются новаторство и традиционность: достаточно традиционное прочтение текста и новаторские, минималистические декорации А.Д.Боровского придают спектаклю особый дух. В первом составе играли Чацкого - Г.В.Подгородинский, Софью – И.Ю.Леонова, Фамусова – Ю.М.Соломин, также в спектакле были заняты звёзды Малого театра - Э.А.Быстрицкая, Ю.И.Каюров, Т.А.Еремеева и др. Сейчас в спектакле можно увидеть В.А.Афанасьева (Фамусов), Г.В.Подгородинского (Чацкий), Л.П.Полякову (Хлёстова), А.В.Вершинина (Молчалин), В.А.Низового (Скалозуб) и др. Спектакль отмечен рядом высоких театральных наград.