Давайте без предисловий? Следующие пару статей посвятим братьям Стругацким, а пока - снова Хайнлайн!
Мы ни слова не скажем про артиллериста космического корабля. Понимаете… У нас в книгах есть канониры, и это тоже артиллеристы, но не только. Канонир – потому, что флот Марса использует старые морские термины, типа брочинг, оверштаг и так далее. Традиции, что тут скажешь. И там канонир – это третий или даже второй человек на корабле, после капитана и пилота (на малых кораблях эти должности совмещаются), причём капитаны боевых кораблей предпочтут выйти в космос с отличным канониром и хорошим пилотом, чем наоборот. На той же «Аладе» – корабле главных героев цикла – можно летать и в одиночку, но когда речь идёт о взлёте, посадке и полётах, не подразумевающих боевые столкновения. После перевооружения канонир стал там жизненно необходим. Канонир отвечает за все вооружение и защиту корабля, а на больших кораблях, где нет проблем со штатом, у главного канонира могут быть помощники…
Но вернёмся к Хайнлайну:
В следующем эпизоде нас смутили не детали, а психология. И на наш взгляд это заклёпка.
Мы же все помним об отношении МП к флотским? Пренебрежение и неприязнь. Давайте прочтём отрывок, где Джонни возвращается из рейда, в котором сержант Джелал первый раз выполнял функции лейтенанта. Это тот самый рейд, который описывался в самом начале, против ски́ннов. Напомним, недавно погиб другой лейтенант, а в этом рейде погиб Флорес (это в книге он крутой пехотинец, а в фильме из него сделали девушку)…
«Мы вернулись на корабль из рейда против скиннов – рейда, который оказался последним для Диззи Флореса. Сержант Джелал первый раз командовал нами как командир отряда. Наверное, поэтому один из корабельных артиллеристов, который нас встречал, спросил меня:
– Ну, как все прошло?
– Нормально. Как всегда, – ответил я коротко».
Уже здесь всё несколько странно. Рико не огрызнулся, не послал флотского. Вот чувства Джонни:
«Вполне возможно, что он задал вопрос из дружеских чувств. Но мне было не до разговоров, слишком противоречивые чувства одолевали: тоска по погибшему Диззи, глупая гордость, что мне так хорошо удалось подобрать раненого, и в то же время стыд, что все усилия ни к чему не привели и Диззи больше никогда не будет с нами».
Ну, прямо скажем, хреново ему, а тут он ещё начинает радоваться, что он сам жив, а это, знаете ли, только усиливает эффект, потому как Флорес-то мёртв. И тут:
«– Да? – отозвался этот парень. – Вы не так уж плохо устроились, ребята. Тридцать дней балдежа, тридцать минут работы.
– Ага, – согласился я и повернулся, чтобы уйти. – Некоторые из нас просто в рубашке родились»…
Серьёзно? Он только что потерял боевого товарища, до этого они лишились любимого командира, капрала и ещё одного бойца, чуть раньше их осталось десятая часть от подразделения, остальные погибли или во время столкновения кораблей или на Клендату! И вот ему говорят: «Вы не так уж плохо устроились, ребята. Тридцать дней балдежа, тридцать минут работы». Только нам кажется, что нормальный человек в таком состоянии даст в морду? Или как минимум пошлёт в далёкое пешее эротическое путешествие?
Продолжаем:
«Мне же предстояло решать свои проблемы. Все три командира групп были капралами, они получили это звание раньше меня, их авторитет был выше. Ио если в следующем десанте сержант Джонсон получит своё, мы потеряем не только прекрасного повара, но и командира отделения, а мне придётся управлять всем отделением – несколькими группами. В бою, когда я буду отдавать приказы, ни у кого не должно возникать ни тени сомнения. Поэтому все сомнения нужно было развеять сейчас, до того, как прозвучит сигнал к выбросу».
Стоп. Мы правильно понимаем: Джонни предполагает, что подчинённые могут не выполнить приказ?
И его сомнения настоль велики, что он идёт на серьёзный разговор с одним из командиров групп. Настолько, что:
«На корабле столкновений между нами не происходило, но ведь и причин для них здесь не было: по своим обязанностям мы не сталкивались, разве что на караульной службе. Но я всё же чувствовал: он относился ко мне не так, как к человеку, приказ которого был готов беспрекословно выполнить».
Простите, а они точно в армии? Не готов выполнить приказ старшего по должности?! Не хватает только мордобой устроить, выясняя отношения.
«Потом я лежал на спине, а Эйс поливал мне лицо водой. Он посмотрел на меня, рывком приподнял, поставил на ноги, и прислонив к переборке, сказал…»
А!!! Они всё-таки устроили мордобой. В военное время, в боевой части, два младших командира устраивают драку между собой! Причём они оба понимают, что могут нанести друг другу травмы, которые не позволят полноценно выполнять обязанности в бою. Честно? Это попахивает трибуналом. На самом деле это даже не пахнет, это скорее всего будет трибунал. Во время службы одного из нас существовала такая штука, как вечерняя поверка, а сейчас - телесный осмотр. И в первом и во втором случае при наличии синяков или каких либо других следов (вывих руки и т.д.) будет проведена проверка, и последствия не заставят себя ждать.
«Это был тот самый период, который баги с помощью скиннов определили расположение Земли, напали на неё, разрушив Буэнос-Айрес и превратив «патрульные столкновения» в настоящую войну. А мы тогда ещё не создали мощную боевую силу, скинны ещё не перешли на нашу сторону и не стали нашими союзниками. Более или менее эффективную защиту Земли начали выстраивать, опираясь на Луну, однако по большому счету Земная Федерация тогда проигрывала войну…»
Бр-р-р!!! Что?! Стоп! Это серьёзно?! Слов нет, одни эмоции. Уже само нападение на Землю вызывает массу вопросов к армии и флоту. Как?! Впрочем, если оборона Земли завязана на Луну, то всё понятно: такая оборона - заранее ущербная идея.
Но тут у нас другой вопрос возникает: а были ли баги настроены на войну с Землей? Ведь они уничтожили всего рдин город на Земле. Не подвергли её бомбардировке, а точечно шарахнули по одному городу, не самому крупному, кстати, да и не самому важному. Это типичная демонстрация силы. Точно так же сделали США во время второй мировой войны. Причем дважды.
«Мы же находились в неведении. Не знали, например, что используются любые средства для того, чтобы развалить направленный против нас альянс и переманить скиннов на нашу сторону. Кое-какие выводы можно было делать только на основании инструкций, выданных нам перед тем рейдом, в котором погиб Флорес. Нам приказали не слишком давить на скиннов, разрушать как можно больше строений, но туземцев убивать лишь при крайней необходимости».
«Давайте уничтожим их города и отравим водоёмы, тогда население, которое мы не тронули, точно будет за нас» – так, что ли? Кстати, а почему «не знали», если перед выбросом вам очень четко поставили задачу? А… Мимо ушей пропустили, ну да.
«В далёком прошлом армии сдавались или терпели поражение потому, что их солдаты не знали, за что сражаются и почему. В результате они теряли волю к победу и переставали драться. Но в Мобильной Пехоте такого никогда не происходило. Каждый из нас с самого начала был добровольцем. Причины могли быть разными, романтическими или прагматическими, но дело обстояло именно так. Все мы дрались только потому, что были Мобильной Пехотой, профессионалами – со своими традициями и кодексом чести. А наш отряд звался "Сорвиголовами Расжака" и считался лучшим во всей пехоте. Мы садились в свои капсулы, потому что Джелли говорил нам: пришло время, пора. И мы спускались вниз, и сражались там, как никто, потому что именно это является профессией "Сорвиголов Расжака"».
То есть они сражаются за… нет, они сражаются не «за», а «потому что». «Потому, что Джелли говорил нам: пришло время, пора. И мы спускались вниз, и сражались…», потому, что именно это является профессией «Сорвиголов Расжака»», потому, что «были Мобильной Пехотой, профессионалами – со своими традициями и кодексом чести»…
Ну… Про кодекс «чести» мы уже говорили раньше. Не за Землю они сражаются, не потому, что позади мирные люди, дети и так далее. А потому, что они профессионалы. В принципе оно и понятно, ведь на Земле остались в основном «не граждане», люди второго сорта, без прав избирать и быть избранными…
Вот такие вот пироги получаются. Как-то совсем не радостно становится. Мобильная Пехота из бравых парней, которые сражаются за человечество, превращаются в эдаких Портосов – «Я дерусь, потому что дерусь!». Надо за компанию казнить кого-нибудь – легко. Алиби изменнице сделать – запросто. Кстати, можете зайти на канал Алены Верден, про Портоса и Ко есть интересная пьеса. Но вернёмся к нашим баранам.
Что тут сказать… Если в мире Полудня братьев Стругацких деньги заменены информацией, то в мире ЗФ деньги заменены… ничем. Они как были деньгами, так и остались и мор… мобильная пехота сражается за деньги и привилегии. Ну и немного за «я дерусь, потому что дерусь».
На самом деле, на этом этапе армия и флот представляются эдаким войском наёмников. Есть разница между людьми, идущими на службу, чтобы служить своей стране/народу/государству/планете и получающими за это деньги, и людьми, идущими за деньгами и привилегиями.
Помните, в одной из прошлых статей был эпизод, где группу Рико выбросили не туда? При таких отношениях между МП и флотом – ничего удивительного. Не удивимся, если пилот, ориентируя выброс, ещё и буркнул что-то типа «Ничего, побегают»... Кстати, и в том, что в ответ на запросы поддержки, им показали дулю, тоже нет ничего странного. Кто станет поддерживать обреченное отделение наёмников, которое ещё и задач своих не выполняет?
Если общество раздирается противоречиями, то с чего военным стоять в сторонке? А оно не может не раздираться. Потому что трудяги докеры не имеют права на гражданство, хотя занимаются обеспечением населения грузами и товарами, потому что отец Джонни не имеет права на гражданство, хотя обеспечивает население продуктами питания, а наёмники такое право получают.
Иными словами, катастрофа на Клендату – это не случайность, не следствие чьей-то ошибки, человеческого фактора. Это закономерное следствие всей деятельности Земной Федерации. И кстати, фундаментальную ошибку мироустройства чуть позже покажет сам автор. Ярко и весьма эмоционально.
Продолжение следует.
Ну, что? Кто не читал еще наши книги, то вперед! А кто уже прочитал... Пишем, друзья, пишем. И надеемся что понравится. Мы наконец-то нашли ту форму и тот ракурс с которого надо рассказывать эту историю, а то если честно - руки опускались. Но теперь процесс идёт полным ходом.
А пока - на "Автор тудей" мы регулярно выкладываем произведение Наталии, вторая часть уже пошла. Есть, чем скоротать ожидание (там части по 12-14 а.л. кстати).
В общем вот ссылки: на ЛитРес в текстовом и аудио исполнении, книги в лабиринте (бумага). На «Автор Тудей» вторая книга Наталии из цикла «Хороших здесь нет», называется «Пражский гамбит» (свободный доступ). Будем рады вашим комментариям и оценкам.