В январе 2023 года пермские антимонопольщики вынесли предупреждение Администрации Мотовилихинского района города. Антимонопольный орган вступился за одного из предпринимателей, пожаловавшихся в местный УФАС.
Предприниматель реализует товары через два принадлежащих ему павильона. Закон относит павильоны, киоски, вендинговые автоматы к нестационарным торговым объектам. Это юридический термин. Будем также использовать аббревиатуру – НТО.
Павильоны размещены на земельном участке, находящемся в общей собственности товарищества собственников жилья. Договор аренды земельного участка предприниматель заключил еще в 2017 году, договор бессрочный и продолжает действовать в настоящее время.
В 2020 году Пермская Дума приняла новые городские Правила благоустройства. В соответствии с Правилами, Администрация города может предъявлять к ларькам, киоскам и иным НТО требования о соответствии их установленному внешнему виду. При этом Правила не имеют обратной силы.
Обратная сила закона – как это работает?
По общему правилу, то есть, обычно и преимущественно, вновь принятый закон регулирует общественные отношения, возникшие после введения его в действие.
Уголовный кодекс прямо устанавливает, что обратную силу имеют вновь принятые его положения, каким-либо образом улучшающие положение лица, совершившего преступление.
Допустим, законодатель по какой-то причине решит, что вандализм больше не является преступлением. Поскольку порча имущества, например, общественного транспорта больше не является преступлением, все хулиганы, раскрасившие трамваи непристойными граффити подлежат освобождению, а осужденные реабилитации. Это наглядная иллюстрация обратной силы закона. Преступление совершили раньше, несколько лет назад. Но теперь эти действия не являются преступлениями, а совершавшие их люди больше не признаются преступниками и должны быть реабилитированы.
Принятые в 2020 году Правила благоустройства города Перми прямо не говорят об обратной силе нового нормативного акта. Можно ли применять требования, установленные этими Правилами, к отношениям по размещению ларьков, киосков и прочих НТО, которые возникли до вступления этих Правил в силу? Этот вопрос принципиален для бизнесменов города Перми. В данном случае, обратная сила закона осложняется заключенным договором, ведь предприниматель и ТСЖ многоквартирного дома понятия не имели, что через несколько лет будут приняты новые Правила, которые поставят под угрозу привычный бизнес. Напомню, что предприниматель, обратившийся в Пермское УФАС, заключил договоры на размещение своих павильонов в 2017 году, за три года до принятия новый городских Правил благоустройства.
Закон или договор: нюансы обратной силы
Гражданский кодекс говорит, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон новые правила, отличные от тех, которые были в момент заключения договора, условия заключенного договора сохраняют силу. Это не работает, когда в новом законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
То есть, чтобы законно предъявлять новые требования к размещенным павильонам, необходимо, чтобы городская Дума предусмотрела это в Правилах благоустройства.
Подобной позицией и руководствовался антимонопольный орган, выдавая предупреждение.
Стоит отметить, что Администрация Мотовилихинского района города Перми не согласилась с позицией местного УФАС. В настоящий момент Администрация обжалует в арбитражном суде Пермского края предупреждение (заседание назначено на 7 марта 2023). антимонопольный орган, в свою очередь, возбудил в отношении Администрации дело о нарушении антимонопольного законодательства (заседание Комиссии УФАС назначено на 2 марта 2023).
Обращайтесь в антимонопольный орган, если Вы
- являетесь предпринимателем;
- зарабатывайте торговлей при помощи ларьков, киосков и других НТО, размещенных на территории города Перми;
- установили НТО до 15 декабря 2020 года;
- полагаете, что местные органы власти незаконно препятствуют предпринимательской деятельности.
Подать обращение можно лично, по почте (614990, г. Пермь, ул. Ленина, 64, оф. 711), по электронной почте - to59@fas.gov.ru.