В Центре развития перспективных технологий, представляющем системы маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак», ответили на претензии алтайских производителей «молочки», пожаловавшихся федеральным властям на проблемы с этой системой. Как сообщается на сайте «Алтапресса», в Центре сочли эти сообщения не соответствующими действительности, и настаивают, что внедрение маркировки пока принесло отрасли лишь благо. Более того, в организации сочли очевидным, что такие просьбы являются попыткой производителей «сохранить свои серые схемы».
Ранее «Алтапресс» сообщал о письме молокоперерабатывающих предприятий Алтайского края к федеральным министерствам сельского хозяйства и промышленности, а также к президенту РФ. Оно было отправлено в январе 2023 года за подписью председателя Союза сыроделов Алтайского края, гендиректора компании «Киприно» Дениса Зюзина. Представители отрасли жаловались на проблемы, связанные с внедрением обязательной маркировки молочной продукции, которая произошла еще в 2021 году. В Союзе утверждают, что краевые предприятия будто бы не смогли внедрить систему «Честный знак» без потерь производительности из-за финансовых затрат. По их подсчетам, на установку дополнительного оборудования для нанесения маркировки каждый завод в среднем якобы потратил порядка 2,9 млн рублей, и еще 150-200 тысяч рублей тратит ежемесячно на его обслуживание и закупку Data Matrix кодов. Все это будто бы отражается на себестоимости продукции. Кроме того, производители в своем письме указывают, что из-за маркировки им приходится снижать скорость работы фасовочных линий. Также переработчики жалуются на несчитываемость кодов, из-за чего торговые сети будто бы могут отказать в приеме продукции. В АКХ «Ануйское» в Петропавловском районе вообще говорят, что они якобы столкнулись с блокировкой входа в систему «Честный знак» злоумышленниками, из-за чего предприятие было парализовано на неделю.
В свете всего этого представители предприятий выразили в письме мнение, что система сома по себе является излишней и никакой пользы для конечного потребителя не несет. «Система маркировки не обладает специфическими возможностями противодействия обороту фальсифицированной продукции, не контролирует сырье и состав продукции в отличие от системы ГИС «Меркурий», которая уже достаточно успешно функционирует и развивается», — говорится в обращении. Представители отрасли в своем послании просят федеральные власти обратить внимание на сложившуюся ситуацию и отменить «Честный знак», что позволит, по их мнению, «стабилизировать и сохранить объемы налоговых отчислений, что на сегодняшний день является важным фактором для государства».
В то же время в Центре развития перспективных технологий, представляющем системы маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак» заявили, что сообщения производителей о проблемах при работе с системой якобы не соответствуют действительности. По их словам, никакого коллапса в отрасли внедрение обязательной маркировки не вызвало. Более того, по их информации, маркировка не сказалась на себестоимости продукции. Напротив, представители центра отмечают, что благодаря введению маркировки и ее интеграции с «Меркурием» число нарушений при производстве «молочки» сократилось втрое, рынок стали покидать нечистые на руку игроки, чем активно пользуются ответственные производители и увеличивают свои продажи. Например, крымское «Юг молоко» нарастило продажи на 30 %, столичное «Фудлэнд» улучшило логистику на 25 %, а торговая сеть «Магнит» внедрила механизм запрета продажи просроченной «молочки» на кассах на основе данных маркировки.
«Очевидно, призывы некоторых компаний смягчить контроль за оборотом товаров являются ничем иным, как попыткой сохранить свои серые схемы», - отметили в Центре. Отдельно представители организации прошлись по комментарию «Ануского», отметив, что «Честный знак» работает бесперебойно, а само предприятие в службу поддержки со своей проблемой будто бы даже не обращалось.