Найти в Дзене

Неоконченный контракт Александра Леблона

Последняя неделя выдалось удивительной на вопросы учеников. С удовольствием ловлю себя на том, что избавляюсь от рутины и погружаюсь в поиск информации, как когда-то в молодости. Вновь интересно что-то рассказывать и показывать, ибо честно считаю, что история в школе - прежде всего видеоряд, а уже потом и даты, и персонажи, и события.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Вчера меня порадовали в 11 классе. Сегодня в 8. История России. Время Петра Первого. Казалось бы, ну какой сюрприз может быть преподнесён?

Говорим о современниках царя, о том, кто и какой вклад внёс в нашу историю.

-А ты почему молчишь? - спрашиваю затихшего на последней парте учащегося. - Кого ты нам предложишь?

-Александр Леблон.

Я замираю, народ, гладя на мою реакцию, тоже затихает.

-Интересно... Откуда такое?

У мальчишки улыбка широкая и довольная.

-У меня бабушка и дедушка в Питере.

Ребята смотрят уже на меня.

-Мне нужна пауза до следующего урока. Я примерно понимаю о ком ты говоришь, но и остальным же тоже будет интересно.

Он соглашается, а в глазах такое удовлетворение! Ещё бы! Учитель паузу берёт, чтобы информацию раздобыть.

-Только знаешь что, мы в паре на следующем уроке поработаем. За мной текст. А уж видеоряд за тобой. Согласен?

-А если он не справится?- гаденький такой голос справа

-Значит не справится. Но во мне-то не сомневаетесь? Интересную информацию как всегда гарантирую...

Гарантирую... Да. Её, правда ещё поискать придётся. Но мне и самой интересно. Последний раз об этом человеке я слышала в далёком 1989 году. Новая информация тоже наверняка есть. Кроме того сейчас гораздо больше фотографий, которые можно использовать...

Итак, 6 часов работы в сети и домашней библиотеке, и я готова снова встретиться со своими любопытными восьмиклассниками. Разговор начинается с портрета (а раньше ведь и не нашла бы)

Жозеф Вивьен (1710-1714?) Портрет Жана-Батиста Александра Леблона
Жозеф Вивьен (1710-1714?) Портрет Жана-Батиста Александра Леблона

-Портрет человека, который вы видите, обретён совсем недавно. В марте 2019 года нашу страну посетили его потомки и подарили музею Петергофа список портрета, который передавался из поколения в поколение в их семье. Это - Жан-Батист Александр Леблон, главный архитектор Петербурга, который был приглашён в Россию в 1716 году. - начинаю рассказ как сказку. Ну что ж - интереснее будет, когда подойдём к серьёзной информации.

Когда в Париже в 1679 году в семье художника и скульптора, члена Академии живописи Леблона родился мальчик, никто бы не поверил, что он будет строить Петербург. Мальчик рано проявил несомненный и яркий талант, в блестящее царствование Людовика XIV он стал одним из лучших архитекторов. Книга Леблона о том, как создавать парки, прославила его — это сочинение переиздавали многократно во многих странах мира. Леблон лучше всех строил жилые здания — дворцы, дома богатых. Они были уютны и… пригодны для жизни. Он придумал нишу в спальне для кровати, что было по тем временам необыкновенно смело и ново. Вместо неудобных стульев ввел столь знакомую нам софу. И уже совершенной новинкой были придуманные Леблоном туалеты с выгребной ямой — зловонное ночное судно, которое уносили слуги из покоев, кануло в прошлое.

Архитектурному мастерству обучался у своего родного дяди Жана Гирарда, который служил французскому королю Филиппу I (герцогу Орлеанскому). Леблон наряду с Робером де Коттом и Пьером Лепортом является основоположником стиля Регенства – историко-регионального художественного стиля во французском искусстве начала 18 века. Одним из известнейших его произведений является Отель де Вендом.

Париж. Отель де Вендом 1707г. Фото из открытых источников интернет
Париж. Отель де Вендом 1707г. Фото из открытых источников интернет

Красота и чёткость линий принесли Леблону поистине мировую славу.

В 1713 году Пётр I приглашает для строительства своего нового города не фортификатора ( каковым был Трезини, уже на него работающий), а архитектора, который бы придал Санкт-Петербургу не только блеск столицы, но показал мощь новой России. Для выполнения этой задачи был приглашён приглашён немецкий архитектор Андреас Шлютер. За три с небольшим года этот впавший в немилость на родине, но очень рекомендованный Лейбницем, архитектор сделал в Петербурге не мало: Большая оранжерея и Грот в Летнем саду, первый проект дворца Монплезир, интерьеры дворца Меншикова, Янтарная комната... Архитектору Петром I поручалось в основном составление общих планов и проектов, по которым работали уже другие зодчие. Это тоже было очень важно - общее руководство работами. Но во время поездки по Лифляндии он заразился тифом и умер.

-4

Именно как замена Шлютеру и выступил Жан Батист Леблон. В конце 1715 года по указу Петра I в Париж на встречу с мастером отправился комиссар Адмиралтейства Конон Никитич Зотов. За ту же зарплату в 5 000 рублей. Петр писал Меншикову: "Сей мастер из лучших и прямою диковинкою есть... К тому же не ленив, добрый и умный человек... И для того объяви всем архитекторам, чтобы все дела, которые вновь начинать будут, чтоб без его подписи на чертежах не строили, так же и старое, что можно ещё исправить"

Не все архитекторы уже работавшие в Петербурге были довольны случившимся. Но Леблон, загруженный сверх меры, пользовался, что «имеет дел больше, чем можно снести». Он проектировал, мечтая о красивом европейском городе, учил русских мастеров, создавая русскую школу архитекторов, "чудил", изобретая то, что ещё не находило понимания ( например, водопровод и "шведский стол" - специальный столик-шкаф для кухни, придумал первый масляный уличный фонарь). Кстати о фонарях - уже в 1723 году их было установлено 595 штук!

изображение из открытых источников интернет
изображение из открытых источников интернет

По приезду в Петербург мастер тут же организовал более двадцати производственных заведений: литейные, лепные, гобеленные, слесарные, резные, шпалерные и другие. Убедил царя, что и лесопилки тоже надо делать чуть ли не в самом городе, чтобы не возить далеко строй материалы. Казалось бы всё было нормально.

Но уже спустя два месяца после приезда в Петербург архитектор писал Петру I о повсеместных недостатках в строительстве, о несоблюдении требуемой царём регулярности застройки. В 1717 году Леблон первым составил генеральный план развития Петербурга. Архитектор предложил перенести центр города на Васильевский остров, организовать на нём сеть каналов, обнести город крепостной стеной. В жизнь фантазийный, оторванный от реальности план Леблона воплощён не был. Но некоторые идеи всё же были претворены в жизнь. Центр Петербурга был перемещён на стрелку Васильевского острова, начала формироваться система каналов. Ну а дальше он столкнулся со всесильным Меншиковым, улича его в большой растрате перед царём. Пётр был в гневе. Меншиков стал делать всё, чтобы Леблона изгнали, ловил каждую мелочь и промашку, писал на него жалобы по делу и без дела. Его молча поддержали и некоторые архитекторы, не согласные с Леблоном и его идеями.

Кроме того, Леблон забраковал сделанное Растрелли в Стрельне - проект парка и земляные работы по его устройству (еще один повод для взаимного их недовольства). Он остановил строительство «больших палат» в Петергофе, давших трещину, укрепил стены дворца.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

В Петергофе Александр Леблон фактически спроектировал все фонтанные группы, В Стрельне тоже активно работал, но все его идеи так и не воплотились.

Пётр I сам приезжал для проведения инспекций проделанных работ. Скандал разразился , когда архитектор указал на то, что деревья посаженные самим царём высажены с ошибкой в плане и их надо или пересаживать, или вырубать. Уже подогретый очередным доносом Меншикова, царь не выдержал и ударил архитектора палкой. Потом, конечно, разобрались. Меншикову досталось втрое за напрасный донос. А архитектор заболел. Леблон не мог понять такого к себе отношения и был потрясён и сломлен. Он привык себя уважать и слёг, так как ещё и простудился...

Монплезир. Набережная. Фото из открытых источников интернет
Монплезир. Набережная. Фото из открытых источников интернет

Что осталось в России от Леблона? В Петергофе и сейчас можно «почувствовать» почерк мастера. В Большом Петергофском дворце - облик центрального зала, воссозданная Дубовая лестница, Дубовый кабинет Петра I. Воплотились общие художественные идеи Леблона и в интерьерах «Монплезира». Облик Грота, каскада, планировка парка также хранят память о мастере. И даже размеры и глубина Большого канала стали такими, какими их посоветовал царю переделать Леблон. Каналы на Васильевском острове, из-за которых Меншиков взъелся на французского архитектора, тоже засыпали и переделали, как тот требовал.

Официально причиной смерти Жана-Батиста Александра Леблона стала банальная оспа. Ну не говорить же, что царь избил иностранного специалиста? Разные источники даже дату смерти называют различную, причём разница эта почти в месяц! Точен только год - 1719. Он был похоронен на кладбище у Сампсониевского собора, где в то время хоронили большинство иностранцев. Менее чем через год жена Александра Леблона попросила разрешения уехать на родину вместе с сыном. Царь милостиво её отпустил, при этом ещё несколько лет её уже во Франции выплачивались некие суммы за работы её мужа в России, хотя контракт мужа так и не был исполнен до конца.

Сампсониевский собор. Фото из открытых источников интернет
Сампсониевский собор. Фото из открытых источников интернет

Могила французского архитектора со временем была утрачена. В 1995 году на месте не сохранившегося кладбища у Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге, где был похоронен архитектор, был открыт памятник «Первостроителям Санкт-Петербурга», в память, в том числе, и о Жане -Батисте Александре Леблоне.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Авторы проекта — архитектор В.В. Бухаев, скульптор М.М. Шемякин - упомянули всех архитекторов Санкт-Петербурга, а вот на памятнике 2011 года, открытом в Александровском парке Санкт-Петербурга Жану-Батисту Леблану места автор не нашёл.

Скульптурная композиция "Зодчие" 2011 год. Автор скульптуры Александр Таратынов. Фото из открытых источников интернет
Скульптурная композиция "Зодчие" 2011 год. Автор скульптуры Александр Таратынов. Фото из открытых источников интернет

А жаль, ведь из-за подобных ошибок художников могут быть забыты очень важные для нашей истории люди, когда-то создававшие сегодняшнюю нашу Россию.

Странно, но в классе тишина. Я её иногда "боюсь". Могут начать думать, дай Бог.

-А там стул свободный есть!

-Где? - я не совсем понимаю высказанной, но недосказанной мысли.

-Там, у стола. Там есть ещё один стул!

-И что? Леблона туда посадить что ли? - класс взрывается смехом на эту сказанную одним из мальчишек фразу.

-Зачем? Они при его жизни старались его унизить... Просто он с ними за один стол садиться не захотел.

Стою и думаю: а ведь правильно сказал. Зачем садиться за один стол с теми, кто при жизни делал всё, чтобы о тебе забыли? Хотя здесь не только первостроители города, есть и достойные продолжатели...Странно, все персонажи не смотрят друг на друга.

Реальных творений Александра Леблона в Петербурге нет. Но есть дома "массовой" как сейчас бы сказали постройки, которые воплотили в жизнь по его чертежам Доменико Трезини и Леонард Теодор Швертфегер. Вот с ними Леблон за одним столом посидел бы с удовольствием!

Удивительные иногда бывают открытия на самых простых - проходных, как мы говорим, - уроках. Хочется их побольше, честное слово!