Найти тему

Масленичные гуляния на Руси

Начинаем масленичную неделю с рассказа ученого Михаила Мильчика о том, как проводили этот веселый праздник на Руси.

Отрывок из книги «Как строили города на Руси».

В это время по крестьянскому календарю прощались с зимой и радовались пробуждению природы и кормилицы-земли, наступлению весны. Главным угощением в эти дни были масляные блины: их ели и со сметаной, и с рыбой, и с грибами, и с икрой. Перед Великим постом по православному обычаю мяса уже не ели, а молочная пища еще разрешалась. Погулять вволюшку перед строгими неделями поста — вот смысл этого шумного, разудалого народного праздника для горожан. Казалось, будто всю неделю с утра до ночи они только тем и заняты, что катанием на санях, запряженных парами или тройками лошадей в расписных дугах, украшенных бубенчиками и цветными лоскутами. Целыми вереницами разъезжали горожане по льду замерзших рек, по заснеженным улицам, соревнуясь друг с другом, у кого кони проворнее. Озорники запрыгивали в сани на полном ходу. Бывало, до сотни саней собиралось на гонки.

Б.М. Кустодиев. Масленица. 1916.
Б.М. Кустодиев. Масленица. 1916.

На больших площадях и замерзших реках специально устраивали деревянные катальные горы, да такие высокие, что забираться наверх приходилось по лестницам. Скаты обливали водой, которая быстро замерзала. Получалась ледяная гора, съехать с которой норовили все, от мала до велика. Катались на санях-салазках по одному, по двое, а иногда «кораблем» — по четыре человека, лицом друг к другу. Ребятня съезжала и на шкурах, на рогожах, усаживаясь до десяти человек. Самые отчаянные катились на ногах, гуськом, держась за руки. Легко представить, сколько было визгу, крику, хохоту.

Н. И. Андреев. Иллюстрация из книги «Как строили города на Руси»
Н. И. Андреев. Иллюстрация из книги «Как строили города на Руси»

На масленичные гулянья в город стекались отовсюду бродячие актеры. Приходил вожак (то есть поводырь, тот, кто водит) с мишкой косолапым и «козой бородатой». Медведь — живой, настоящий, с кольцом в носу, а «коза» — мальчишка с надетым на голову мешком, из которого торчит на палке козлиная голова с рогами. Медведей специально обучали всяким фокусам. Вожак дергает медведя за кольцо, тот, рыча, кружится, как будто танцует на задних лапах, а «коза» щелкает деревянным языком, дразнится.

Федоскинская лаковая миниатюра.
Федоскинская лаковая миниатюра.

На масленицу устраивались для потехи кулачные бои. Желающие бились «стенка на стенку» или «сам на сам» в окружении глазеющей толпы. Войдя в азарт, бойцы начинали бить друг друга уже всерьез, после чего некоторых уносили «с поля боя» покалеченными и даже бездыханными. Правда, бились обычно в рукавицах, в полушубках, без какого бы то ни было оружия. Строго соблюдались правила: не бить лежачего и «ма́зку» (того, у кого кровь носом пошла). И все же в азарте разное случалось: «иной лежит в снегу, сраженный в битве, ниц, нет шапки на главе, нет ратных рукавиц…».

Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке, 1897
Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке, 1897

В толпе сновали разносчики — продавали всякие сласти, пироги, блины и напитки. Многие согревались сби́тнем — горячим медовым питьем.

Нельзя не сказать еще об одной забаве горожан — о бродячем кукольном театре с Петрушкой. Кукольник надевал на себя балахон, укреплял над головой доску, и Петрушка, размахивая длинными рукавами, звонко зазывал всех на представление. При этом кукольник говорил и за Петрушку, и за других персонажей, меняя голоса с помощью специального устройства — пи́щика.

Адам Олеарий. Кукольник. Гравюра из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно", 1643 г.
Адам Олеарий. Кукольник. Гравюра из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно", 1643 г.

Много было и других потех на масленицу: и взятие снежной крепости, и ряженье, и сжигание на костре чучела Масленицы…

В.И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891 г.
В.И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891 г.