Мы уже с вами касались этой темы, но всё же вернёмся к ней ещё раз. Люди — разные. Современные люди отличаются от тех, что жили даже несколько столетий назад, так как изменились условия жизни. Деревенские жители отличаются от городских. Монахи отличаются от мирян. Человек, долгое время практикующий тот или иной вид/виды практик, отличается от того, кто только начал или находится в середине процессе. Так же у всех разный уровень здоровья, физических возможностей, органов чувств, разный эмоциональный интеллект, разный интеллект, разный объём знаний и осознанности. Продолжать? На самом деле, уже достаточно, не полно, но достаточно:
- место проживания,
- условия жизни,
- время (столетие, десятилетие),
- гендерный признак (не каждая женщина может поднять 100 кг играючи (хотя есть примеры), и не каждый мужчина имеет тонкое дыхание, поэтому, например, когда готовят приборы ночного видения, привлекают для определённых этапов работы со "стеклом" именно женщин (хотя есть примеры), я не про равные права в этом мире, а про то, что мы разные (равные права и отличия — это разные вещи, я про отличия сейчас),
- состояние физического тела, эмоционального интеллекта и логики,
- образование и способность учиться,
- уровень практической подготовки, опыт,
- количество времени в пути и качество этого пути.
Конечно, индивидуальный подход стоит дорого. Не все могут себе его позволить. С другой стороны, на тренинге, ретрите, семинаре, сессии и пр., особенно когда большая группа (от нескольких десятков человек до нескольких тысяч), проблематично реализовать индивидуальный подход. Однако тех различий, которые я описала в 1 абзаце, достаточно для того, чтоб провести адаптацию практик под обычных, современных людей. Для этого проводнику нужно немного:
- умение видеть принципиальные различия людей,
- глубокое понимание сути и технологии практики,
- здравый смысл (тот самый ум и разум),
- в идеале осознанность и любовь с состраданием.
Что ещё?
Хорошо, когда у проводника есть:
- разные варианты реализации одной и той же практики — от простого до полного уровня,
- практики-заменители того же уровня действия и сложности или проще,
- адекватное принятие отказа путника от практики (как правило, деньги, работы и прочие формы оплаты не возвращаются, но об этом все предупреждены заранее, и это правильно),
- готовность вложить в адаптацию практик под обычных людей время, усилия.
Конечно, со стороны проводника адаптация-практика — это труд. Поэтому это очень ценно. Такие проводники очень ценны. Поэтому в разные времена приходят проводники, миссия которых в этом и заключается — либо адаптировать ранее созданные практики, либо привнести новые, подходящие людям этого времени.
Это не значит, что нужно адаптировать абсолютно все практики. Есть практики, которые отлично подойдут людям разных времён, разных условий жизни, разных уровней подготовки и опыта. Поэтому, если проводник не хочет заниматься адаптацией (а это очень серьёзный труд, требующий очень глубокого погружения в суть и технологию практики — ведь её эффект нужно сохранить, а технологию, что называется, упростить), он может просто работать именно с такими практиками. Здесь всё проще — нужно просто о них узнать и подобрать те, с которыми он будет работать. И это тоже очень достойный вариант!
В этой главе я хочу коснуться ещё одного важного момента. Обратная связь. От путников.
Отказ делать практику — это обратная связь. Если таких отказов много, может быть, имеет смысл отказаться от практики или её заменить.
Информация о выполнении практики — так же имеет значение, так как позволяет скорректировать при необходимости технологию.
Информация о результате выполнения практики в процессе практики или сразу (в ближайшее время) после практики — позволяет понять эффективность практики для тех или иных людей, так же при необходимости скорректировать технологию.
Информация о результатах практики спустя какое-то время. Конечно, здесь есть сложности с тем, чтоб понять, что тот или иной эффект — это результат именно этой практики. Но если вдруг это произошло, то это тоже ценная информация.
Проводник, который заинтересован в такой работе — оптимизации, совершенствовании практик, поиске достойных аналогов, будет запрашивать обратную связь и положительно реагировать на любую (отрицательную, положительную, нейтральную), будет создавать условия для получения этой обратной связи. Потому что одно дело — видение сути, другое дело — понимание технологии, третье дело — а как это всё происходит в реализации. Не стоит по этому поводу путникам переживать, например: "На мне ставят эксперименты, проводят опыты". Нет, опыты и эксперименты проводят в других местах, и не факт, что они вам понравятся. Здесь собирают обратную связь.
Метафора… Вы приготовили ужин и накормили своих близких. Вам интересно их мнение для того, чтоб в следующий раз приготовить вкусней и полезней для них? Да. А если вы человек, для которого готовят, то вам хочется поблагодарить и похвалить, если всё понравилось, и хочется, чтоб в следующий раз было ещё лучше. Вот именно это и для этого и может делать такую работу проводник. А опыты с экспериментами на пищевых ингредиентах проводятся в других местах. Но если вдруг вы попали именно на опыты и эксперименты, то подумайте — хотите принимать в этом участие или нет, вспомним про главу о технике безопасности. И обычно за участие в таких опытах платите не вы, а вам, если, конечно, предполагается добровольное участие и согласие.
А если проводник не запрашивает обратную связь или недостаточное количество времени и внимания этому уделяет, то тогда что? Задумайтесь. Это не повод покинуть проводника временно или навсегда. Это повод задуматься о его мотивах, целях, подходах. Возможно, вы найдёте этому какое-то разумное объяснение, возможно, вы прямо спросите его об этом, и он вам скажет, и вы поймёте, что, да, это логично. Его реакция на такой прямой вопрос тоже показательна и интересна.
Со своей стороны скажу, что обратная связь от путников может быть полезной, интересной и … сокровищем — для самого путника, для других путников, для проводника, для мира, всё сразу или в каких-то сочетаниях. Проводник, который это понимает, старается создать условия, пространство и атмосферу для открытой обратной связи от путников. Даже если он хочет только потешить своё эго (какой я молодец, такие результаты) — это уже хорошо. Даже если он хочет потешить ваше эго — это тоже хорошо, нужно понимать свои результаты, чтоб на них опираться и двигаться дальше. Тем более, что однажды вы всё равно решите все вопросы с эго (я уже об этом говорила). Потому что проводнику это важно и интересно. Уже пошёл контакт, взаимный процесс, обмен, расширение.
В этом вопросе есть сложность — многие люди закрыты изначально, осторожны в новом пространстве и обществе. Это — естественно. Нужно присмотреться, освоиться. Так работает наша древняя часть мозга. Поделюсь одним из своих опытов, когда я была путником. 3 дня обучения. И только в конце 3 дня был выделен час на поговорить (вообще) и запросить обратную связь. Как думаете, её много было? Почти не было. Можно сказать, ноль. Потому что все эти 3 дня не создавалось для этого пространство, условия, атмосфера. Люди предпочли промолчать. Хотя я, наблюдая за людьми и их реакциями, видела, там есть очень ценные моменты. Но о них так никто и не сказал. Эти ценные моменты — это самые настоящие сокровища, драгоценности. В том числе ради них мы встаём на духовный путь. В том числе ради них кто-то выбирает дорогу проводника. Это указатели, маяки, подсказки на карте.
Ещё один аспект обратной связи от путников — это возможность или желание путника убедиться, что он движется в верном направлении, понять значение тех или иных ощущений, опыта, осознаний, получить, если нужно подсказки, советы и рекомендации.
Для проводника — это возможность расширить свои знания о том, как бывает, увидеть максимально, насколько возможно, палитру разнообразия. Для других путников — это тоже открывает такие возможности.