Марина Цветаева была одним из самых влиятельных поэтов 20-го века - но и одним из самых сложных для понимания. Ознакомься с пятью самыми интригующими, но часто упускаемыми из виду фактами из ее жизни.
1. Она была вундеркиндом и полиглотом
Марина Цветаева происходила из творческой семьи. Ее отец был профессором живописи, основавшим Пушкинский музей изобразительных искусств, а мать - пианисткой, одной из лучших учениц Николая Рубинштейна. Возможно, потому, что ее окружали искусство и музыка, Марина была чрезвычайно развитым ребенком. Она начала писать стихи в возрасте 6 лет и брала уроки игры на фортепиано. В 16 лет она училась в Сорбонне в Париже, и примерно в это же время начала писать стихи на французском и немецком языках. Ее первая книга стихов была опубликована, когда ей было всего 18 лет. К совершеннолетию Марина могла говорить и читать на русском, французском, немецком и итальянском языках, а ее письма к известному поэту Райнеру Марии Рильке были написаны на немецком.
2. У Марины были сложные отношения с матерью
Мария Александровна (мать Марины) пережила много разочарований в своей жизни. Во-первых, после романа с женатым мужчиной, которого она любила, Мария Александровна была вынуждена выйти замуж за Ивана Владимировича Цветаева. Вместе у них родились две дочери, хотя она очень хотела сыновей. Мария снова разочаровалась, когда узнала, что ее старшая, Марина, бросает фортепиано, чтобы писать стихи, и всячески отговаривала ее от этого. Когда Марина была еще девочкой, она узнала о несчастье своей матери из ее дневников:
"...Выйдя замуж за вдовца с двумя детьми, к несчастью этих детей и других, при этом любила и продолжала любить другого..." (как цитирует ее Симон Карлинский в своей книге "Марина Цветаева: Женщина, ее мир и ее поэзия (1985)".
Марина чувствовала себя нежеланной для матери. По ее словам, у нее было "неистовое желание потеряться" в Москве, когда ей было всего три года. Когда Марине было всего 14 лет, ее мать умерла от туберкулеза, но продолжала оставаться центральной фигурой в творчестве и развитии поэтессы, в том числе в ее мемуарах "Моя мать и музыка".
3. Марина была бисексуальна
У Марины было как минимум две известные связи с женщинами: первая - с поэтом Софьей Парнок, а вторая - с актрисой Софьей Евгеньевной Холлидей. Парнок она посвятила цикл стихотворений "Подруга". Временами в своих дневниках и письмах Марина насмехалась над социальными ожиданиями в отношении сексуальной идентичности:
"Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!" (Запись в дневнике от 9 июня 1921 года).
4. До сих пор остаются вопросы о самоубийстве Марины, на которые нет ответов
В 1939 году она вернулась в Москву, проведя почти 30 лет в эмиграции. Она и ее сын Георгий (которого часто называли "Мур") присоединились к ее дочери Ариадне и мужу Сергею Эфрону. Согласно "Oxford Companion to English Literature", жених Ариадны был агентом НКВД, которому было поручено шпионить за семьей. 31 августа 1941 года в состоянии полного отчаяния Марина повесилась.
Однако существует несколько версий того, почему знаменитая поэтесса покончила с собой. Некоторые говорят, что к ней приходили агенты НКВД, которые заставили ее повеситься.
Ученый Ирма Кудрова предлагает еще три варианта смерти поэта:
1. Сестра Марины, Анастасия, настояла на том, чтобы поэтесса покончила с собой, чтобы спасти Мура.
2. Она страдала психическим заболеванием.
3. Она боялась вербовки НКВД.
5. Она считала поэзию источником жизни.
Поэмы, как известно, трудно переводить, и это отчасти объясняется философией языка автора и ее отношением к поэзии. Она считала, что слова имеют прямую связь с сущностью "вещей" - с духом жизни. Иосиф Бродский однажды заметил, что: "Между словом и делом, искусством и жизнью для нее не было ни запятой, ни дефиса, Цветаева ставила между ними знак равенства". На самом деле, Цветаева считала поэзию источником самой жизни:
Стихи растут, как звезды
Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: — Откуда мне сие́?
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.