(1) Осень пришла врасплох и завладела землёй — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. (2) Всё сразу стало осенним.
(3) B саду суетились синицы. (4) Крик их был похож на звон разбитого стекла. (5) Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.
(6) Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелётные птицы. (7) Под свист, клёкот и карканье в ветвях поднималась суматоха.
(8) Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. (9) Начался листопад. (10) Листья падали дни и ночи. (11) Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (12) Лeca моросили дождём облетавшей листвы. (13) Этот дождь шёл неделями. (14) Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.
(15) Тогда же старик Прохор, рыболов и корзинщик (в Солотче почти все старики делаются с возрастом корзинщиками), рассказал мне сказку об осени. (16) До тех пор я эту сказку никогда не слышал, — должно быть, Прохор её выдумал сам.
(17) — Ты гляди кругом, — говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть, — ты присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная какая живность дышит. (18) Гляди, объясняй. (19) А то скажут: зря учился. (20) K примеру, лист осенью слетает, а людям невдомёк, что человек в этом деле — главный ответчик. (21) Человек, скажем, выдумал порох. (22) Bpaг его разорви вместе с тем порохом! (23) Сам я тоже порохом баловался. (24) B давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. (25) Шёл дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят жёлтые весёлые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. (26) Дурак ударил по ним из обоих стволов — и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. (27) A иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. (28) Небось видел в лесу — есть лист жёлтый и есть лист красный. (29) До того времени вся птица зимовала у нас. (30) Даже журавль и тот никуда не подавался. (31) A леса и лето и зиму стояли! (32) И в листьях, цветах и грибах. (33) И снега не было. (34) He было зимы, говорю. (35) He было! (36) Да на кой она ляд сдалась нам, зима, скажи на милость?! (37) Какой с неё интерес? (38) Убил дурак первую птицу — и загрустила земля. (39) Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. (40) И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. (41) Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.
(42) — Что беречь?
(43) — Ну, скажем, птицу разную. (44) Или лес. (45) Или воду, чтобы прозрачность в ней была. (46) Всё, брат, береги, а то будешь землёй швыряться и дошвыряешься до погибели.
(47) Я изучал осень упорно и долго. (48) Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни.
(49) Так было и с осенью. (50) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (51) Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
(52) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
(По К. Паустовскому)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — русский писатель, автор множества повестей и рассказов о родной природе: «Мещерская сторона», «Повесть о лесах», «Северная повесть» и другие. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Золотая роза».
Тексты о природе, на мой взгляд, «удобные» для написания сочинения, потому что их легче анализировать: чтобы передать красоту природы, писатель обязательно использует разнообразные художественные средства, хорошо нам знакомые. Тексты К.Г. Паустовского – именно такие.
1. Вступление. Постановка проблемы
Предложенный нам текст – отрывок из книги «Мещерская сторона». Паустовский, бесспорно, один из лучших мастеров пейзажной прозы: природа на самом деле оживает под его пером. Все, что он видел, а потом сумел описать без красок – исключительно словами, мы тоже видим, когда читаем.
О чем текст? Какую проблему поднимает автор? (Проблема взаимодействия человека и окружающего его мира)
2. Переход к коменнтарию
Какие части можно выделить в тексте? (Первая – описание осени. Вторая – притча, рассказанная героем) Композиция текста «подсказывает», на каких примерах раскрывает проблему Паустовский. Однако просто указать эти примеры недостаточно, тем более нельзя их пересказывать. Давайте прочитаем вместе, попробуем проанализировать, КАК пишет Паустовский, какими языковыми средствами пользуется.
3. Первый пример. Пейзажная зарисовка
«(1) Осень пришла врасплох (почему автор использовал слово «врасплох», а не «неожиданно» с тем же лексическим значением? Что изменилось бы в смысле этого предложения?) и завладела землёй (глагол показывает, насколько всеобъемлющей оказалась власть осени над природой) — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. (2) Всё сразу стало осенним» (Какая необычная характеристика природы – Не окрасилось в осенние тона, а «стало осенним». Значит, изменения коснулись всего живого на земле).
«B саду суетились синицы (кто обычно суетится?) … они … заглядывали в окно из-под листьев клёна» Собирались перелётные птицы, и «поднималась суматоха» (На кого похоже их поведение? Какое средство становится ведущим при описании живой природы?)
«Лeca моросили дождём облетавшей листвы. (Что значит «моросить»? Что может моросить?) Этот дождь шёл неделями». (В чем необычность сравнения листопада с дождем?)
Можно сделать микровывод. Пейзаж Паустовского поражает своей простотой и детальной точностью. Природа словно одушевлена, она – участница жизни человека.
4. Второй пример. Сказка Прохора
Пейзажную зарисовку гармонично продолжает сказка Прохора. Перечитаем ее.
Какая у персонажа речь? Правильно ли он произносит все слова? («Небось видел») Есть ли в его речи разговорные обороты ? («Даже журавль и тот никуда не подавался») С какой целью автор сохраняет обычную, простую, живую речь персонажа?
Как Прохор описывает природу?
«…загрустила земля (здесь олицетворение). Начались с той поры листопады, и мокрая осень (Как понять этот эпитет? Только дожди имеются в виду? Может, это слезы природы из-за то вреда, который ей наносит человек?)), и листобойные ветры (еще один эпитет, очень необычный, потому что и слова такого не существует), и зимы. И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека») Можно ли по его словам сказать, как он относится к окружающему миру? (Природа не просто одушевлена – она очеловечена)
Деду Прохору автор доверяет важные для понимания проблемы текста слова. Какие? («…будешь землёй швыряться и дошвыряешься до погибели») Как можно раскрыть смысл этого высказывания? Ответ на этот вопрос – это микровывод по второму примеру.
Дальше нужно будет написать, что примеры (или обе части текста) связаны между собой, дополняют образ природы.
5. Авторская позиция
Человек должен жить в гармонии с природой, которую надо беречь, потому что от ее благополучия, зависит все на земле.
6. Я согласен или не согласен с автором.
Надо написать, почему мы соглашаемся. Может быть, вспомнить, к чему приводит загрязнение рек и озер, почему многие растения и животные занесены в Красную книгу. Или о том, что в последние годы стали больше внимания уделять охране природы, заботятся о ее сохранности, написать, какие организации созданы с этой целью.