Красноярская аудитория все больше интересуется хоровым пением, — такой вывод сделал художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического камерного хора (Минин хор) Тимофей Гольберг после посещения краевой столицы. О городе и популяризации классической музыки с ним поговорил журналист «МК в Красноярске».
— Тимофей Юрьевич, недавний благотворительный концерт «Музыка — детям» в поддержку детей Донбасса собрал аншлаг. Поделитесь впечатлениями.
— Действительно, был аншлаг. Меня порадовало, что в концертные залы приходят новые люди, которые с удовольствием слушают хоровое пение. Многие считают классическую музыку элитарной, малоинтересной обычному слушателю. Концерт в Красноярске показал, что это не так. Не все новые слушатели знакомы с правилами поведения на концертах. Некоторые хлопают между частями произведения. В таких случаях великий пианист Святослав Рихтер шутил: «Радуйтесь — родился новый поклонник классической музык». Так что был бы интерес — а огрехи уйдут.
Концерт «Музыка — детям» прошел успешно и благодаря Красноярскому академическому симфоническому оркестру и его руководителю Владимиру Ланде. Мы работали так, будто знакомы очень давно, хотя до этого мало сотрудничали.
— Как артисты знаменитого коллектива восприняли такой горячий интерес красноярцев?
— Наши артисты — профессионалы. И для одного-единственного зрителя мы всё равно старались бы петь по максимуму. Но, конечно, полный зал заряжает энергией, даёт дополнительные силы.
— Как вам Красноярск в целом?
— Я второй раз в вашем городе, продолжаю его для себя открывать. Где бы ни был, всегда обращаю внимание на городскую архитектуру. Красноярск – один из городов, в котором сочетаются разные архитектурные стили: сталинский ампир, модерн начала XX века и стиль купеческих усадеб XIX века. И все это — в одном месте, например, на проспекте Мира. Восхитительно! А ещё как человеку, увлекающемуся горными лыжами, мне понравилось, что прямо в городе есть горнолыжная трасса — «Бобровый лог». Может быть, еще приеду сюда покататься, хотя, конечно, до Эльбруса добираться ближе.
— На вашем концерте в Красноярске прозвучал Реквием Моцарта. Насколько это произведение сложно для исполнения?
— Смотря о какой сложности речь. Не сказал бы, что Реквием Моцарта технически трудно исполнять. А вот «дотянуться» до мысли автора, который задумывал сочинение как разговор с Богом, точно передать его идеи, — серьезная задача. Каждый раз, исполняя произведение, мы приближаемся к задумке Моцарта, но впереди еще долгий путь.
— Расскажите вашим красноярским поклонникам об экспериментах Минин-хора с сочетанием разных стилей в одном концерте.
— Кое-кто сегодня считает, что хоровое пение — нечто музейное (в плохом смысле слова), застывшее. Но современные композиторы разрушают эти стереотипы. Например, успешно экспериментирует со звуком Эрик Уитакер, сочинение которого «Мечты Леонардо о летающей машине» исполняется на наших концертах. Новаторские работы есть у современных прибалтийских авторов. Публика тепло воспринимает «Звёзды» Эрикса Эшенвальдса. Это сочинение мы исполняем под аккомпанемент «поющих» бокалов. На концертах хора часто звучат произведения выдающегося композитора Георгия Свиридова. Многие удивятся, узнав, что в музыке классика есть части с африканскими ритмами. В будущем, возможно, появятся новые интересные сочетания жанров. В профессиональном сообществе говорят даже о смешении хора и рэпа. Если это понравится слушателю, почему бы и нет. Основатель нашего хора, нынешний президент коллектива Владимир Минин всегда был и остаётся сторонником исполнения и классической, и современной музыки.
— Удается ли вам сохранять стилевой баланс?
— Конечно, мы хотим удивлять публику. Наряду с классикой, слушая которую, нужно думать, включаем в программу те сочинения, которые зовут танцевать. При этом стараемся, чтобы нестандартное сочетание воспринималось публикой органично.
— Насколько артисты Минин-хора откликаются на ваше стремление экспериментировать?
— У нас достаточно молодой коллектив, и артисты горят новыми идеями, стремятся создать что-то новое, яркое и интересное, охотно поддерживают эксперименты. Есть, конечно, и музыканты с опытом, они стараются сохранять старые традиции. Это сочетание позволяет поддерживать тот самый баланс, о котором я говорил. Насколько это удаётся, судить нашим слушателям, в том числе и красноярцам.
Читайте также: Опера «Опричник» к 150-летию Шаляпина вызвала аншлаг в Красноярске.
Автор: Владислав Пирогов