Третий день Чегемского выезда у "Неизвестной России", после ночлега в балкарской семье в Булунгу, по проходит в соседнем Эль-Тюбю, или вернее над ним - на Пирамиду ведёт дорога, а там действует один из лучших в России парадром "Чегем", разведанный ещё в 1980-х годах дельтапланеристами старой закалки и официально обустроенный в 2008 году Маратом Мушкаевым на своём родовом сенокосе.
Полетать с инструктором там можно за дополнительную плату (немаленькую - тысяч 5), а для тех, тем, боится высоты или стеснён в средствах, за чуть меньшие деньги можно покататься по горам на лошади. Меня особо не интересовало ни то, ни другое, но представляя себе парадромы по Крыму или Чимгану, я знал, что это всегда интересные люди и роскошный пейзаж. Но погода снова внесла коррективы, на третий день сделавшись ещё поганее.
Тучи легли на Пирамиду и скрыли вершину Зинки, за которой находится место посадки... так "Неизвестнач" впервые в своей практике столкнулся с НЕЛЁТНОЙ ПОГОДОЙ. Известно это было, впрочем, уже к вечеру, так что Сергей на всю ночь засел за краеведческими книгами из библиотеки Тамары, надеясь из них вычитать какой-нибудь "план Б".
А с утра повёл нас по склону той самой зубастой горы над аулом. Сверху старые сакли с дерновыми крышами смотрятся ещё колоритнее - словно землю просто приподняли, как ковёр. По мне так если их восстановить, то можно дорого продать туристам под слоганом "Кавказ - родина хоббитов!".
Сергей вёл нас к Священному камню на склоне над селом:
Глядя на теперешний Кавказ, легко подумать, будто мусульмане тут живут со времён Пророка, и тем страннее, что так было не всегда. Просто шариат хорошо лёг на "законы гор", образ Аллаха - на образ адыгского бога Тхьа, а джихад - на войну с войсками Российской империи. В той же Кабарде ислам был учреждён официальной религией лишь в 1810 году, а фактически возобладал там, как и в Балкарии, в 18 веке.
Вне чужих империй Кавказ представлял собой причудливый сплав христианства и язычества, и не слишком фанатичные в вере Пророка балкарцы ещё помнят, где их предки молились забытым богам. Балкарское язычество, пережившее здесь христианство и ещё сильное в 19 веке, толком не изучено, и если погребальные обряды (судя по мавзолеям из прошлой части) позаимствованы балкарцами у алан, то культы и святилища - вполне себе половецкие.
В Великой Степи молились Вечному Синему Небу (Тейри), Матери-Земле (Умай), духам мест да Мировому Древу, коим в Балкарии служила 1000-летняя дикая груша Раубазы в Черекском ущелье, срубленная исламским фанатиком в начале ХХ века. Почти точно такое же внешне бурятское святилище я в том же году на Байкале. Очертания святилища хорошо заметны, а вот подношений не видать, хотя по словам Сергея и Тамары, периодически тут собираются всякие родноверы да эзотерики.
Не знаю, что именно была тут за святыня, но среди древностей Верхнего Чегема упоминаются Палуан-Таш (Камень Силачей) и Хыржырат-Таш (Камень Молитв), и думаю, один из них на кадре выше. А вот, вероятно, упомянутые там же Намаз-Таш - две скалы с проёмом в направлении Мекки: так выглядели первые мечети что Великой Степи, что горной Балкарии, а капитальные здания с минаретами таубии начали строить лишь в конце 19 века.
Местные обряды успели застать ещё русские посланники и естествоиспытатели в 18 веке. Например, в Эльтюбю в специальном домике держали быка хычауагогюз, весь год кормили его и ухаживали за ним всем аулом, а по весне выводили в поле и гадали по нему на урожай: куда будет глядеть бык, когда замычит - там лучше взойдут посевы.
Потом рогатого прорицателя забивали, и под чоппу (ритуальный гимн) устраивая жертвенный пир, на который каждая сакля приносила хинины - в отличие от хычинов, эти ритуальные лепёшки были гораздо крупнее и украшались углублениями от больших пальцев.
В общем, мне прогулка к священному камню была явно интереснее, чем парадром. Но погода только продолжала портиться, и вечером я даже не погулял по Нальчику из-за сплошного дождя, а в Приэльбрусье, куда у "Неизвестнача" намечался следующий выезд (три ущелья на майские можно скомбинировать в один маршрут в любом порядке), и вовсе пришлось ехать второй раз осенью и уже своим ходом.
По идее так плохо с погодой на майские быть не должно и мы просто угодили на аномалию, но для надёжности у "Неизвестной России" есть ещё и августовский выезд по Чегемскому и Баксанскому ущельям.
См. также:
Эль-Тюбю и древняя цивилизация в горах Кабардино-Балкарии.
Также приглашаю всех заинтересовавшихся в свой Живой Журнал (да, он ещё существует!), где контент публикуется раньше и целостнее.