В столичном кинотеатре «Октябрь» режиссер Сергей Урсуляк представил свой новый фильм «Праведник». Совместный проект компаний «Централ Партнершип», «ВайТ Медиа», студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, телеканала «Россия» при поддержке Фонда Кино и группы компаний «Киевская площадь» рассказывает о реальных событиях Великой Отечественной войны. В основе сюжета – бессмертный подвиг Николая Киселева, офицера Красной Армии, который в августе-октябре 1942 года спас 218 советских евреев, выведя женщин, стариков и детей из фашистской оккупации за линию фронта. Отряд из пяти бойцов главе с Киселевым полторы тысячи километров вел по лесам изнуренных и голодных людей, преследуемых немцами…
Роли в фильме сыграли Александр Яценко, Евгений Ткачук, Сергей Маковецкий, Федор Добронравов, Константин Хабенский и другие.
Важное событие
Звездную премьеру посетили Константин Райкин, Михаил Швыдкой, Валерия и Иосиф Пригожин, Антон и Дарья Златопольские, Яна Батыршина, Сергей Жуков с супругой Региной Бурд, Александра и Дарья Урсуляк, Иван Добронравов, Михаил Ширвиндт, Константин Лавроненко, Ирина Пегова и многие другие.
Гостям киноленту представили создатели фильма и исполнители главных ролей, а среди первых зрителей были не только звездные гости, но и чрезвычайный и полномочный посол Израиля в России Александр Бен Цви и член Общественной палаты Российской Федерации, президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.
«Праведник»
Название картины кому-то может показаться странным, ведь слово «праведник» обычно употребляется, когда речь идет о людях, признанных святыми. Но здесь — немного другая история: «Праведник народов мира» — это почетное звание, которое Израильский институт по изучению Холокоста присваивает неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы, рискуя при этом собственной жизнью. Только 28 человек в мире носят это звание, и в 2005 году оно было присвоено Николаю Киселеву, его имя занесено на стену почета в Саду праведников. Две тысячи потомков спасенных людей ежегодно собираются в Тель-Авиве, чтобы почтить его память.
— Работа над этим проектом началась для меня более десяти лет назад, когда я встретился с документалистом Яковом Каллером, и он показал мне свой фильм «Список Киселева», — рассказывает генеральный продюсер картины Тимур Вайнштейн. — Меня поразила эта история. И очень сильно удивило, что практически никто у нас в стране не знал о существовании такого человека. Естественно, название «Список Киселева» было отсылкой к «Списку Шиндлера», посвященного судьбе Оскара Шиндлера, тоже Праведника народов мира. Такого почетного звания удостаивается человек, который, рискуя собственной жизнью, спасает людей, находящихся в смертельной опасности. Из тех 218 человек, которых спас Николай Киселев, я встречался с тремя. Они были тогда детьми, но помнят каждую минуту пути. На основе их воспоминаний и воспоминаний их родственников, также бывших в отряде, был и написан замечательный сценарий Геннадия Островского.
Как нам удалось узнать, автор сценария также изучал архивные документы и много фактов почерпнул в историческом исследовании Инны Герасимовой «Марш жизни».
Съемки картины проходили в 2021-м и 2022 годах в республике Беларусь, Израиле и России. Кстати, в Беларуси команда фильма работала именно в тех местах, где разворачивались исторические события.
Путь к пониманию
Роль Николая Киселева доверили Александру Яценко.
— У Киселева не было какого-то особого отношения к евреям — они для него такие же советские люди, как он сам, как и все остальные, — говорит о своем персонаже актер. — И в то же время их мир для него — особый, не до конца понятный. Их религиозность, их приверженность ритуалам, их жизненный уклад — все это для него поначалу очень непривычно. И трудный путь длиной 1500 километров, который одолел отряд Киселева, — это еще и его собственный путь. Путь к пониманию этих людей, в которых он постепенно обнаруживает надежность и самоотверженность. А еще — путь к самому себе, ведь он за это время переосмыслил свою жизнь, на многие вещи стал смотреть другими глазами. До того, как Сергей Урсуляк передал мне сценарий «Праведника», я не знал историю Николая Киселева, ничего о нем не слышал. Прочитал сценарий, полез в Сеть, нашел документальный фильм о Киселеве, посмотрел, стал искать другие материалы о нем, некоторые мне присылали. Вообще я не мог предположить, что Урсуляк мне предложит такую роль. Это стало для меня неожиданностью, и ответственность я почувствовал очень большую…
Удивительная история
Одну из ролей – Рувима Янкеля — исполняет в «Праведнике» Сергей Маковецкий.
— Это потрясающая история! – говорит нам актер. — И, скажу честно, я о ней не знал. Прочитав сценарий, я подумал, что Геннадий Островский это все сочинил. А когда я понял, что это было в реальности… Фантастика! 218 человек, 1500 километров, и немцы, которые идут по пятам… Просто удивительная история! И столько ярких эпизодов этого похода нашли отражение в сценарии! Читая его, я не плакал навзрыд, но дрожь пробегала, сердце сжималось. Я ни на миг не сомневался, что буду принимать участие, и с радостью согласился. Когда Сергей Владимирович мне позвонил, он так смешно сказал: «Сережа, ты играл у меня еврея, ты был у меня и хромым, ты был у меня немытым и нечесаным. Есть возможность соединить три в одном!» Герой мой — не то чтобы жизнерадостный клоун… Нет, он же не дурак. Но он такой человек: безнадёга — а он улыбается, безнадёга — а он шутит…
Правильные ориентиры
На сцене фильм гостям представили продюсеры Тимур Ванштейн и Антон Златопольский и, конечно же, сам режиссер картины Сергей Урсуляк. Надо отметить, что на премьере присутствовала и дочь Николая Киселева — Татьяна. Женщина не привыкла к вниманию прессы, поэтому старалась держаться особняком.
— Я бы хотел, чтобы как можно больше людей посмотрели нашу картину — потому что, мне кажется, она возвращает нас к правильному ощущению себя, наших отношений между собой, нашей Родины, нашей жизни, — говорит Урсуляк. — Важно и нужно снимать, говорить и писать о том, что делает нас лучше и дает нам примеры из прошлого, когда мы были лучше. Это единственный выход: опираться на то, что у нас было хорошего, не культивировать в себе плохое. Фильм дает правильные ориентиры, а сегодня это очень важно. «Праведник» — не просто рассказ о Холокосте, не просто рассказ о войне. В нем есть пронзительная нота соединения времен и общности поколений. Мне неловко говорить, что это хороший фильм — но зачем я буду это скрывать? Он хороший!
Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова и пресс-службы фильма
(ИА «Столица»)