На планете становится всё больше государств, выступающих против диктата США.
Президент Джо Байден, выступая на прошлой неделе в Калифорнии, ничтоже сумняшеся, заявил: «Мы (Америка) опять вернулись и опять правим миром». В этом, оказывается, сокровенная мечта правящих кругов США – управлять миром и помыкать другими государствами, как они это делали после Второй мировой войны. Однако всё больше стран отказываются от подобных «услуг», они не хотят жить под американским диктатом и выбирают путь независимого развития. Это теме и посвящено интервью, которое дал «Красной звезде» известный политолог Сергей МИХЕЕВ, телерадиоведущий, председатель благотворительного фонда.
– Сергей Александрович, недавно президент Венесуэлы Николас Мадуро, которого США так упорно пытались свергнуть, выступил с предложением создать антиамериканскую коалицию государств. Что вы скажете по этому поводу?
– США давно считали и считают Латинскую Америку своим «задним двором». Там они по своему усмотрению снимали и назначали президентов, глав правительств, устраивали перевороты, военные вторжения. Последняя попытка была предпринята в 2020 году в Венесуэле, когда они попытались посадить в президентское кресло своего ставленника Хуана Гуайдо. С 5 января 2020 года по 5 января 2023 года он даже возглавлял непризнанное большинством стран временное правительство Венесуэлы, под контролем которого находились здания дипломатических миссий в Америке. США признали его главой государства, а правительство законного президента Мадуро пытались задушить санкциями, но планы провалились.
Венесуэла выстояла, в том числе благодаря поддержке России, а американский ставленник вынужден был снять с себя, так называемые, президентские полномочия, которыми его никто не наделял.
Для народа Венесуэлы это был хороший опыт противостояния гегемону. Не удивительно, что её президент после этого вступил с таким заявлением. «Настаёт новое время, особое время для того, чтобы объединить усилия и пути Латинской Америки и Карибского бассейна, чтобы приблизиться к созданию мощного блока политических сил, экономической мощи, которая будет разговаривать с миром», – сказал он при этом.
– Пример Венесуэлы ещё раз показывает, что США стремительно теряют власть над миром…
– В самих США, однако, не хотят этого признавать, Тот же Байден в последнее время старается излучать оптимизм на сходках своей партии «ослов». И, тем не менее, США действительно продолжают терять своё влияние в мире, поскольку оно изначально основано на подавлении других государств, выкачивании их ресурсов. Если коротко, то их политика на мировой арене сводится к формуле: кто не с нами, тот против нас.
Но она не устраивает всё больше стран. Это видно не только по подъёму антиамериканских настроений в Латинской Америке, Африке, на других континентах, но и у нас, что называется, под боком. Всю эту «свару» на Украине, например, США затеяли потому, что земля начала уходить у них там из-под ног. Вложить 5 миллиардов долларов в подготовку майдана, внедрить своих людей в правительство, военные структуры, спецслужбы Украины и получить взамен только проблемы – такого результата они не ожидали.
Но развязывая украинский конфликт, они стремились не только ослабить нашу страну, выступающую против гегемонии США, но и удержать под своим влиянием Европу, которая начала дрейфовать в экономическом отношении в сторону России и Китая.
– Для Америки это было бы страшным сном – союз России и Европы…
– Такое наше движение навстречу друг другу наблюдалось несколько лет. Для Европы очень важны были наши ресурсы, для нас – европейские технологии. «Северный поток» стал главным символом этого времени, который гегемону и его сателлитам надо было разрушить, во что бы то ни стало. Повторюсь: если бы мы и европейцы договорились о, более-менее, мирном сосуществовании, то американцам тут делать было бы нечего. Поэтому консолидация Европы по лекалам Вашингтона и выстраивание её под себя для США оказалась задачей не менее важной, чем вожделённый распад России.
И сегодня США так подчинили под себя Европу, что ещё год назад невозможно было представить. Но остальной мир не желает подчиняться американцам и пытается выстраивать собственную независимую политику. Правда, как долго ещё протянут Штаты в своей деградации – большой вопрос. Это может растянуться на десятилетия…
– А то, что предлагает Мадуро, имеет перспективу или так и останется добрым пожеланием?
– По словам Мадуро, для построения многополярного и многоцентричного мира нужен единый латиноамериканский и карибский блок. Именно он мог бы стать «новым полюсом силы» совместно с Китаем и Россией. В какой-то мере эти страны уже начали выстраивать такие отношения. Так, Бразилия и Аргентина недавно выступили за создание своей собственной валюты, которая будет называться «сур». И это серьёзная заявка на экономическую независимость этих стран. Это удар под дых Америке.
Но это надо рассматривать ещё и через призму мирового ослабления долларовой экономики. США намеренно много лет предоставляли долларовый пакет преференций многим странам, чтобы держать их под своим колпаком. Использовали это как орудие давления на руководство этих государств и добивались своего не мытьем, так катанием.
Однако в последние годы эта «палочка-выручалочка» перестала работать. Мы видим объективный процесс падения власти доллара во всём мире. Тут можно вспомнить и инфляцию, и невероятный размер государственного долга США, который составляет уже свыше 30 триллионов долларов, и отказ в расчётах от доллара как мировой валюты… Одним словом, процесс укрепления других валют будет только нарастать. В конце концов, это позволит создать новую «кровеносную систему» мировой экономики с иммунитетом от долларовой зависимости и западного санкционного давления.
Что же касается Латинской Америки, то не сомневаюсь, что с разной степенью своей вовлечённости в борьбу против США в предложенный Мадуро альянс могут войти все её страны. Прежде всего Аргентина, Бразилия и Колумбия. Естественно, не останутся в стороне Куба, Никарагуа и Боливия и другие государства региона.
За прошедший практически год после начала российской специальной военной операции ни одна из африканских стран не присоединилась к американским санкциям
– Не только в Латинской Америке, но и на Африканском континенте всё громче слышны заявления о необходимости построения многополярного мира…
– В принципе это объяснимо. Ведь в Африке с колониальных времен очень сильны антиамериканские и антиевропейские настроения. И сегодня многие африканские страны стремятся развивать отношения с Россией и Китаем. Подчеркну тот факт, что за прошедший практически год после начала российской специальной военной операции ни одна из африканских стран не присоединилась к американским санкциям. Это тем более удивительно, что даже беднейшим африканским государствам блеск американского золота уже не застит глаза.
Недавняя поездка министра иностранных дел России Сергея Лаврова на Африканский континент продемонстрировала растущее сотрудничество его государств с нашей страной в сфере политики и экономики, а также обороны и безопасности. Особое внимание в этом плане вызывает договорённость о проведении Россией, Китаем и Южной Африкой совместных военно-морских учений в период с 17 по 27 февраля.
Как заявила министр иностранных дел ЮАР Наледи Пандор, проведение таких операций с «друзьями» является частью «естественного курса наших отношений», подвергнув критике тезис о том, что только определённые страны могут быть приемлемыми партнёрами для ЮАР. Нет также сомнений, что второй саммит Россия-Африка, запланированный на июль 2023 года, поможет перевести сотрудничество со странами континента на качественно новый уровень, что совпадает с желанием самих африканских стран, внесёт свой вклад в продвижении человечества к новому миропорядку, построенному на принципах справедливости и равноправия.
– Есть ещё две организации, которые стоят на позициях неприятия американского диктата. Это – ШОС и БРИКС. Так, о желании вступить в тот же БРИКС недавно заявили 13 государств. Среди претендентов две африканские страны – Алжир и Египет, а также Иран, Бахрейн, Саудовская Аравия и ОАЭ.
– Это хорошо, что к БРИКС стремятся присоединиться новые государства. Как известно, эта международная организация была создана в 2006 году и призвана поддерживать взаимовыгодное сотрудничество между странами с активно развивающейся экономикой. И то, что в обозримом будущем ряд других государств также могут вступить в БРИКС, говорит о том, что этот небольшой союз стремительно трансформируется в мощную партнёрскую коалицию.
Тому способствует и тот факт, что государства, входящие в БРИКС, активно работают в этом направлении. Так, Россия и Китай возглавляют борьбу за построение многополярного мира. Индия, несмотря на серьёзное давление со стороны США, считает, что настало время децентрализации власти и роли региональных игроков, которые станут частью глобального управления. ЮАР и Бразилия задают тон в этом направлении на своих континентах.
В этом же плане действует и Шанхайская организация сотрудничества. За время своего существования она продемонстрировала мощную жизненную силу и ведёт активную деятельность на международной арене с ещё более уверенной и открытой позицией, привлекая всё больше и больше стран, желающих присоединиться к организации или активно участвовать в её делах. Уже в ближайшей перспективе она увеличит число государств-участников до десяти и продолжит работу над дальнейшим расширением.
Наша задача – объединить и наполнить БРИКС и ШОС новыми экономическими проектами, соглашениями, сделать их ещё более привлекательными и успешными.
– А что в этом плане можете сказать о Содружестве Независимых Государств, которое существует уже более 30 лет?
– СНГ сыграло структурообразующую роль на постсоветском пространстве, став и до сих пор оставаясь центральной региональной организацией. Можно сказать, что именно участие в заключённых в её рамках международных договорах не дало государствам окончательно «разлететься» под действием центробежных сил и объединяет большой регион Евразии в единую подсистему международных отношений.
Среди стран СНГ есть, конечно, определённые разногласия, но организация по-прежнему играет важную роль поддержания контактов между государствами и отдельными ведомствами. Содружество является универсальной площадкой для диалога и сотрудничества входящих в него стран и скорее всего сохранит её и в будущем.
Если Россия достойно пройдёт через нынешние серьёзные вызовы, то Содружество только окрепнет. По крайней мере, постсоветские республики продолжают смотреть на Москву с надеждой – она им всё равно ближе, чем богатые, но чужие Вашингтон, Париж или Лондон.